Знаки – материальные, чувственно воспринимаемые
предметы (явления, действия), которые выступают как представители других
предметов, свойств или отношений. Различают языковые и неязыковые знаки;
последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-эмблемы и знаки-символы; понимание
знаков невозможно без выяснения их значения в семиотике.
Семиотика (от греч. semeion – знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации,
свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала),
природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное, слуховое и другое восприятие).
В Российской империи, например, официально существовали разнообразные знаки отличия категорий подданных в государственной и общественной жизнедеятельности.
В частности рассмотрим основные знаки, утвержденные в различные времена в России,
которые присваивались членам некоторых обществ, должностным и офицерским чинам.
Знаки членов обществ – знаки, присвоенные членам некоторых обществ, подлежат утверждению верховной
власти. Так, почетные члены Общества подания помощи при кораблекрушениях, его
председатель, члены правления, секретарь, казначей, инспектор и члены, вносящие
не менее 200 руб. ежегодно или 2000 руб. единовременно, имели право носить
(мужчины на левой стороне груди, а дамы – на левом плече) золотой знак, а члены
общества, вносящие не менее 50 руб. ежегодно или 500 руб. единовременно –
серебряный. В 1882 году были установлены знаки для членов Православного
палестинского общества: для почетных членов – золотой, для действительных членов
– серебряный, для членов-сотрудников – бронзовый. Все эти знаки носились на шее.
В 1870 году дамам-членам женских благотворительных учреждений Императорского
человеколюбивого общества, с целью преодоления и устранения возможных
препятствий, какие встречались при розыске и оказании помощи бедным и убогим в
их жилищах, был присвоен особый знак, условия выдачи которого определялись
советом этого общества. Особые знаки присваивались также членам Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных,
Московского общества охоты, Общества хоругвеносцев кремлевских соборов, Холмского святобородицкого братства общества спасания на водах и др.
Знаки офицерские – особые нагрудные знаки, составлявшие прежде общую принадлежность офицерского обмундирования.
Первоначальным его назначением было служить защитой груди, но постепенно, с уменьшением размеров, он утратил это назначение и сделался обычной принадлежностью формы одежды в строю.
В России этот знак был отменен в 1859 году, при чем он был оставлен лишь для ношения в строю обер-офицерам лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков и 1-й батареи лейб-гвардии артиллерийской бригады,
так как они имели знаки с особо пожалованной Петром Великим надписью. В 1884 году право ношения офицерского знака распространено на генералов и штаб-офицеров тех же частей.
С 1864 подобные знаки приказано носить в строю офицерам 1-го военного павловского училища.
Знак имел форму полумесяца, с государственным гербом посередине.
Знаки академические – нагрудные знаки, присвоенные законом лицам, окончившим курс в высших
специальных учебных заведениях, или имеющим ученые степени. Впервые
академические знаки были введены в Военном ведомстве в 1866 году для офицеров,
окончивших курс в одной из военных академий (при окончании курса в нескольких
военных академиях носился соединенный знак); затем знаки были установлены для инженеров
путей сообщения; для воспитанников Строительного училища (Институт гражданских
инженеров); для окончивших курс в Технологическом институте; для воспитанников Московского Императорского технического училища;
для докторов медицины; для женщин-врачей; для окончивших курс в институтах Лесном,
Горном и Константиновском межевом; для окончивших Рижское политехническое
училище; для окончивших образование в Академии художеств с большою золотою медалью или удостоенных звания классного художника первой
степени по конкурсам на большие золотые медали, или достигших звания академика и
профессора; для лиц, удостоенных университетами степеней магистра и доктора
факультетов историко-филологического, физико-математического, юридического и
восточных языков; для не состоящих в духовном сане докторов и магистров
православных духовных академий (кандидатам и магистрам духовных академий, по
принятии ими духовного сана, выдавался особый крест для ношения в петлице, а
удостоенным степени доктора – наперсный крест); для лиц, окончивших курс в
состоящем при азиатском департаменте учебном отделении восточных языков.
Знаки должностные – знаки, присвоенные некоторым должностям (и званиям, которые по характеру
своему близко соприкасаются с понятием о должности) и носимые при исполнении
служебных обязанностей (старинные должностные знаки – Будава, Бунчук, Жезл,
Насека). В 1837 году были установлены особые нагрудные знаки для тысяцких, пятисотских,
сотских и рассыльных земских судов. Впервые царским законом такой знак присвоен был должности мировых посредников 1 июня 1861 года
Законом 27-го июля 1861 года установлены должностные знаки для волостного старшины, его помощников,
заседателей волостных правлений и сельского старосты. В 1863 и последующих годах
установлены особые нагрудные знаки и бляхи для полевых и лесных сторожей, для
полицейских служителей, для вольнонаемной прислуги округов путей сообщения и др.
Знаки-символы астрономические – условные обозначения Солнца, Луны, планет и других
небесных тел, а также зодиакальных созвездий, фаз Луны, введенные еще в
Древней Греции и применяющиеся в современной астрономической литературе и календарях.
Астрологические, алхимические, оккультные знаки
Эмблема (греч. έμβλήμα) – условное изображение идеи в рисунке и
пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории эмблема
отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа –
тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Якорь –
надежда, змея, кусающая свой хвост – вечность, кадуцей Меркурия – торговля, лира
– музыка: таковы примеры наиболее употребительных эмблем. Они должны быть
непременно ясны и понятны, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать.
Наоборот, в символ вкладывается содержание, которое может быть совершенно
независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, эмблема –
условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. В символе выражена колеблющаяся,
неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в
виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не
придумывает их для иносказательного выражения идеи.
Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания мы имеем
эмблему: это не символ, а аллегория – прозаическая схема, готовая идея, одетая в
оболочку реального образа. Поэтому «Ночь» Микеланджело или барельеф,
изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе «Necessitas-Vis-Libertas»
– не эмблемы, а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее.
Слово έμβλήμα (emblhma) у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из
другого материала, например, серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие
наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, например, мозаичные полы,
вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на
бордюрах одежд, декоративный группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т.п.
Нынешний свой смысл слово эмблема получило лишь в XVI – XVII веках, когда
аллегории были весьма популярны и когда в эмблему перелагали все области знания, от
богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное
внимание множеству сборников эмблем, обыкновенно превосходно изданных и интересных
для истории декоративных искусств. Особенно популярны были «Эмблема» миланца Альциати
(1531), до 1781 года выдержавшая до 130 изданий в разных странах Европы. В России
имело успех издание «Эмблемы и Символы» Максимовича-Амбодика.
Сборники эмблем для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.