Древнеиндийское слово-понятие «Круг» и есть Мандала – геометрический символ сложной структуры, один из основных сакральных символов в тантрических направлениях буддизма и индуизма.
Элемент ее построения – круг. По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком.
Соответствует фигурам, заключенным в круг (или квадрат), таким как годовой круг,
зодиакальный круг, лабиринт, циферблат. Графема, вызывающая определенные ментальные состояния,
способствующие достижению состояния созерцания и концентрации. Согласно этимологии слова,
мандала связывается с символикой круга, колеса. Это образ, или карта, мира,
средоточие космических сил, пространство, отмеченное присутствием божества.
Мандала выступает как инструмент созерцания и концентрации, средство достижения особого психического состояния.
Ментальный образ, который может быть выстроен в воображении, в виде ритуальной геометрической диаграммы,
содержащей в себе визуальное выражение определенных пророческих свойств или магии.
В ней создается фокус для глубокой медитации. Включает в себя не изображаемый
визуально центр. Он полагается через концентрацию фигур и является визуализацией
препятствий на пути постижения Центра.
Мандала содержит диаграмму священного искусства.
В ней присутствует как бессознательная символика упорядочивания определенного пространства с целью его украшения или использования,
так и мистическое стремление к высшему объединению. Ее основные составляющие – уравновешенные и концентрические геометрические фигуры.
Синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. Может рисоваться и чертиться. Также строится из песка или изображается на земле.
Мандала служит ритуальным – ступень за ступенью – объектом продвижения к внутреннему центру.
Связана с идеей Центра. Задается целью, аналогичной цели алхимиков – помогает перегруппировать все, что рассеяно вокруг оси.
Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен прохождению через лабиринт. Образ и синтез двух пар оппозиций:
внешнего и внутреннего разнообразия и однообразия, диффузии и концентрации, дифференциации и объединения.
По своей природе мандала должна преодолевать беспорядок. Это визуальное пластическое выражение борьбы за достижение порядка,
стремление к воссоединению с первоначальным центром.
Во время движения к центру мандалы человек проходит путь эволюции от биологических форм (сферы материального)
к формам геометрическим – абстрактным, духовным. Этот путь в символической форме представляет всю драму разъединения и повторного
соединения и отражает стремление к воссоединению с изначальным, внепространственным и вневременным центром.
Сущность этого символа состоит именно в том, чтобы зафиксировать дуальность дифференциации и интеграции,
многообразия и единства, внешнего и внутреннего, рассеяния и концентрации и синтезировать их. Мандала преодолевает
неупорядоченное и относительное и утверждает порядок и абсолют. Она характеризуется ориентацией на центр; последний не изображается графически,
но задается посредством концентрации фигур. Существует множество разновидностей мандалы, каждая из которых считается не
похожей на другие и отражающей ментальное состояние ее творца.
В Китае, Тибете и Японии выделяются два вида мандал, символизирующие различные аспекты бытия: гарбха-дхату («утробный мир»), мир инволюции, в котором развитие происходит от единого к множественному; ваджра-дхату («алмазный мир»),
мир эволюции, в котором развитие происходит от множественного к единому.
Составляющими мандалы являются геометрические фигуры, подчиненные принципам симметричного и строго центрированного изображения. Основные фигуры, задействованные в построении мандалы, – круг, квадрат, треугольник.
Наиболее распространенная схема включает внешний круг (который символизирует целостность мира и определяет его пространственно-временные границы), вписанный в него квадрат (символизирующий пространство обитаемого мира и стороны света)
и круг внутри квадрата (содержащий изображение сакрального объекта, нередко лотоса с ваджрой в нем – символизирующих единение двух начал).
Высшие элементы мандалы изображаются ближайшими к центру. Таким образом, внутренний круг внутри квадрата является более сакральным, чем сам квадрат.
Важную роль играют также числовые элементы мандал, упорядоченные по определенному параметру и отождествленные с фундаментальными идеями и объектами; посредством этого обеспечиваются дополнительные коннотации.
Основными числами являются 12 (звенья цепи зависимого происхождения и стадии временного цикла), 6 (разряды обитаемого мира), 4 (пространственные координаты и соответствующие им сакральные персонажи).
Противопоставление треугольников и квадратов, по-видимому, связывается с общепринятой оппозицией чисел 3 и 4,
первое из которых олицетворяет центральное и духовное, а второе – периферическое и внешнее.
Один из вариантов мандалы – так называемая шричакра («Колесо Шри», то есть шакти бога). Она содержит изображения девяти пересекающихся друг с другом равнобедренных треугольников разного размера и цвета; четыре из них изображены вершинами вверх и символизируют Шиву, мужское начало; пять – вершинами вниз, символизируют Шакти, женское начало. В середине располагается фокус энергии, бинду, – невидимый центр, из которого исходит, разворачивается изображение (то есть космос в целом). Треугольники обрамлены двумя окружностями, образованными, соответственно, 8 и 16 лепестками лотоса, символа созидания и жизненной силы.
Внешний круг имеет четыре отверстия, которые символизируют стороны света.
Мандала наделяется функциями ограничения сакрального пространства и защиты его от дезинтегрирующих сил. Это геометрическая проекция вселенной, в ее пространственном и временном аспекте; а также средство достижения глубин подсознания в ходе ритуала или медитации. Она служит выражению космического ритма и объединению микрокосма и макрокосма. Адепт в ходе медитации либо ритуала помещает себя в центр мандалы и ожидает нисхождения божества, которое явится на его призыв, таким образом он отождествляет себя с силами, управляющими космическими процессами.
Ожидаемое явление божества с небес придает мандале дополнительное вертикальное измерение и сближает ее с образами мировой оси.
Некоторые буддийские храмы (например, Боробудур) построены в форме мандалы и разделяют ее ритуальную функцию, связанную с обретением центра (аналогичным образом рассматривается продвижение по лабиринту).
Аналогичные мандале структуры могут быть найдены и в других традициях; любой объект, задающий модель мира и могущий быть использованным при медитации, выступает как мандала. Таковы различные мегалитические комплексы, в том числе Стоунхендж, ритуальные сооружения, лабиринты, шаманские бубны, китайские бронзовые зеркала, на обратной стороне которых помещалась схема вселенной.
Многие храмы в различных религиозных традициях построены по схеме мандалы и используют
космическую и психологическую символику элементов, геометрических фигур и чисел.