Энциклопедия Символы и Знаки

Цвет

Является одним из средств постижения и упорядочения мира. Символика цвета используется в литургии, иконографии, геральдике, алхимии, литературе и изобразительном искусстве. Линия и цвет не всегда служат естественными признаками того или иного предмета, но знаменуют наличие некоей идеи. В классификации, разработанной в психологии, выделяются две группы цветов: первая из них включает теплые, «стимулирующие» цвета, связанные с процессами ассимиляции, активизации и напряжения (красный, оранжевый, желтый и белый).

Цвет
Цвет, ХиП Арт, Психоделический Арт

Вторая группа состоит из холодных цветов, соотносимых с процессами диссимиляции, пассивизации и расслабления(синий, индиго, фиолетовый и черный); зеленый цвет может относится к обеим группам, наделяясь статусом переходного. В Индии все варны имели свои цветовые символы, имеющие этическую интерпретацию: брахманы – белый (благость), кшатрии – красный (страсть), вайшьи – желтый (смешение двух первых качеств), шудры – черный (темнота). Нищие-аскеты в знак отречения от человеческого общества по своей воле принимали желто-оранжевое одеяние, в которое обычно одевались осужденные преступники, следующие к месту казни.

В Китае существует система соответствий, объединяющая цвета и стороны света: восток – зеленый, юг – красный, запад – белый, север – черный, пятому направлению, центру, соответствует желтый цвет, цвет земли и в то же время солнца. Он считается атрибутом императорской фамилии. Цвет имеет весьма важное значение в китайской символике, выступая как индикатор социального статуса.

В различных традициях с отдельными цветами связываются различные коннотации. Ниже приводятся лишь некоторые аспекты значения того или иного цвета, так как подробное изложение цветовой символики составляет очень объемное сочинение.

Белый цвет символизирует чистоту, свет, мудрость, добро, высоту духа; он нередко выступает связанным со сферой сакрального, а также считается атрибутом верховной власти. В символической традиции белый цвет соотносится с солнцем и с золотом и олицетворяет центр. В то же время такая его разновидность, как мертвенно-белый, несет выраженную негативную оценку, соотносясь со смертью и луной. На Среднем и Дальнем Востоке белый цвет выступает в качестве цвета траура.
Черное соотносится с начальным и конечным состоянием всех процессов, это цвет все порождающей и все приемлющей матери-земли. На Западе этот прежде всего цвет смерти, траура, печали. Черный цвет на Востоке символизировал силу и величие.

Оппозиция черного и белого цветов стоит в ряду аналогичных ей и реализующих идею противостояния двух начал; при этом белое традиционно связывается со сферой положительного, тогда как черное – со сферой отрицательного. Подобно всем дуальным формулам в символике, оно связано с числом два и близнечной символикой. В китайском символе ян-инь использование контраста этих двух цветов олицетворяет непрестанную смену жизни – смерти, света – тьмы, явленного – неявленного, благодаря которой возможно существование всех вещей мира.

Красный – цвет мужества, огня, крови. Красный цвет у восточных славян – синоним лучшего, красивого, почетного (например, красное солнышко, красна девица, красный угол, Красная площадь); это наиболее чтимый цвет в славянской и иранской традиции. «Самый красный» («прекрасный) в этой связи предстает как «наилучший». В средневековье аналогичным образом этимология слова pulcher, «красивый», возводилась к «pelle rubens», «красная кожа»: тот, кто красив, имеет красную кожу, поскольку под ней бьется живая кровь. Та же идея красного цвета как совершенства прослеживается в имени героя иранского эпоса Сухраба («Красный блеск»). В Индии красный цвет считался цветом ужаса, смерти, траура. Он также наделялся сакральным статусом, только с другим знаком. В средние века сочетание белого и красного пользовалось особенным почтением, поскольку эти цвета символизировали чистоту и милосердие, высшие добродетели.

Синий цвет, цвет неба, в средневековой культуре символизировал религиозное чувство, преданность и невинность; он также почитался в качестве цвета Богоматери и был распространен в символике русской православной церкви. Синий цвет, как считается, долгое время не использовался в западной традиции; у Овидия и Вергилия фиалки называются черными (и потому это цветы траура); Понт Эвксинский – Черное море. На Ближнем Востоке темно-синий – цвет траура.

Пурпурный цвет традиционно связывается с величием духа, а также с высшей властью, это цвет одеяния римских и византийских императоров и, в христианстве, епископов.
У евреев желтый, рыжий – символ греха; по этой причине для жертвоприношения предписано было выбирать рыжую телицу. Негативная символика этого цвета ощутима и в западной традиции, где он связывался с неверностью, обманом, предательством.

В христианской символике белый цвет олицетворяет веру, зеленый – надежду, красный – любовь. Значение цветов в геральдике таково: золото символизирует богатство, силу, чистоту; серебро – невинность, голубой цвет – величие, красоту; красный – храбрость; зеленый – надежду, изобилие; черный – скромность, печаль; пурпуровый – достоинство, силу.