Энциклопедия Символы и Знаки

Оргия и оргиастические обряды

Оргия – это воспроизведение (в то же время рассматриваемое как заклинание) первоначального хаоса, когда все формы и явления сосуществуют, когда они становятся неразличимыми. Оргия отменяет все границы, смешивает (латинское «сатура» – смесь, отсюда сатира) структуры путем инверсии социальной сферы, соположения противоположностей и высвобождения страстей – даже в их деструктивном аспекте. Подобно тому, как зерно разлагается в земле, чтобы явить на свет новое растение, социальные формы также разлагаются, чтобы возродиться обновленными.

Танец вакханки Марк Габриэль Шарль Глейр
Танец вакханки, Марк Габриэль Шарль Глейр, 1849
Оргия Бахуса
Оргия Бахуса, художник Вильям Бугеро, 1884 год

Оргии обычно соотносились с временем, предшествующим творению цельного мироздания, с первоначальным illud tempus («время оно»). Цель оргий – единение с божественным, священное исступление, выход за пределы собственной природы. Оргия выражает неизбывное стремление к трансгрессии, приближающей человека к священному; по этой причине практически универсальными атрибутами оргии выступают употребление различных наркотических средств (прежде всего алкоголя), сексуальная разнузданность, всевозможного рода эксцессы, травестия.

Возникновение оргиастических обрядов связано со становлением земледелия: ритуальные оргии отражают стремление содействовать производительным силам природы и обычно проводятся в особо важные периоды земледельческого календаря, во время посева или вызревания урожая.

С другой стороны, во многих обществах известны и другие мотивации. Так, например, обряды перехода, такие, как инициация, нередко включают оргиастические элементы; то же самое верно и для праздников, фиксирующих границу временного цикла. И в том и в другом случае перед нами образы переходного периода, во время которого границы явлений нарушены и правит хаос; только после его заклинания-преодоления может быть восстановлен порядок.

Наиболее ярким примером оргиастического культа может служить появившийся в 6 веке до нашей эры (возможно, раньше) в Греции культ бога Диониса, пришедший, вероятно, из Фракии и Фригии. Во время посвященных Дионису оргиастических обрядов (оргий) участвовавшие в них женщины – менады под воздействием музыки, танцев и вина впадали в состояние неистовства и одержимости, разрывая на куски тело жертвенного животного (олицетворявшего самого Диониса Загрея) и поедая его.

Эти ритуалы позволяли менадам преодолевать границу, отделяющую их от мира сакрального, и безоговорочно отдавать себя во власть могущественных сил, превосходящих ограничения времени и пространства и приобщающих их к вечному и бесконечному божественному началу. В космическом плане эта трансгрессия была необходима для того, чтобы вернуть миру неисчерпаемую и неимоверную жизненную, производящую силу изначального хаоса.

Сходным образом римские оргии – сатурналии, в качестве своеобразного отклика на «зов хаоса», предполагали отмену всех норм, смену ценностей (например, с женщинами обращались как с куртизанками), вседозволенность, буйство, слияние всех форм общественной жизни в некое хаотическое единство. В эпоху средневековья оргиастические обряды, утратившие свое значение в сфере религии с утверждением христианства, были трансформированы в рамках карнавальных празднеств; последние, впрочем, регулярно осуждались представителями церкви и не имели легального статуса.