Выразительность и внутренний мистицизм древних символов
То, что буквы «А» и «В» – первые в нашем алфавите, который, кстати, от них и
получил свое имя, далеко не случайно: в той глубокой древности, куда он уходит
своими корнями, «А» – скот и «В» – дом были именно теми центрами, вокруг которых
вращалось все и вся. Они были символами пропитания и убежища.
Символ изображение духа
мистического существа
Доисторические древнейшие символы достаточно выразительны сами по себе, и их внутренний
мистицизм не требует привязки к каким-либо отдельным объектам наподобие быков или домов.
Например, дождевая туча, дарящая плодородие, или волнистая
(зигзагообразная) линия, обозначающая воду, также несущую плодородие, едины и понятны во все времена и у всех народов.
Хотя есть и знаки, представляющие для нас сегодня совершенную загадку. К ним относятся выразительные (и потому
особенно запоминающиеся) символы нескольких концентрических кругов один в другом или мельничного колеса.
Если этим углублениям, обнаруживаемым повсюду в Европе, но главным образом в
Альпах и на Британских островах, еще можно найти какое-то объяснение (например,
чаши для молока, приносимого в жертву духам, как то делалось крестьянами еще в
XX веке), то относительно кругов и колес ученые теряются в догадках.
Всего в Европе известно более 300 мест с наскальными изображениями духов и другими рисунками.
Духи изображались в виде людей, животных или сказочных существ.
В наскальном искусстве Южной Испании изображения мистических существ встречаются особенно часто.
На одном только юге Шотландии каталог доисторических находок включает около 50 мест
с изображениями кругов. Часто в один круг включено несколько маленьких, и очень
часто в самом центре помещается ямка. Иногда от ямки в центре к внешнему кругу ведут прямые канальцы.
Концентрические окружности с доисторическими символами в некоторых случаях даже выходят наружу, соединяя
один комплекс кругов с другим. Один или несколько внешних кругов бывают не
замкнуты, и тогда весь комплекс напоминает спираль. Встречаются и настоящие спирали.
Такие круги есть, разумеется, не только в Шотландии. Их находят и дальше к югу,
в Англии, а Ирландию вообще считают «заповедником» ямок с концентрическими кругами.
Чарлз Грейвз, в середине XIX века одним из первых исследовавший круги в Ирландии,
посчитал их планами или картами местных укрепленных поселений.
Тогда еще не было известно, что рисунки на камнях по меньшей мере на 2 тысячи лет старше любого из
близлежащих укреплений. Англичанин Уильям Гринвелл, около 1850 года открывший
круги в графстве Нортумберленд, решил, что это карты курганов-захоронений.
В том, что на самом деле все не так просто, убедился уже Георг Тэйт, тоже
англичанин, писавший в 1865 году: «Я не могу согласиться ни с тем, что их [круги]
ради развлечения выбивали на конях солдаты, ни с тем, что это – планы местных
поселений или что на них набивали себе руку будущие инженеры: сфера их
распространения и сходство, если не сказать родство, не считая мелких деталей,
указывают на общность происхождения и символического значения, содержащего некую единую идею».
Тэйту удалось сформулировать самую суть проблемы: чем объяснить необычайное
сходство символов на камнях, расположенных в столь отдаленных друг от друга
районах, и каковы общие истоки этой символики? Однако ответов на эти вопросы Тэйт так и не нашел.
Большинство предлагаемых «объяснений» смысла этих кругов скорее напоминает
поиски наиболее остроумных ответов на хитрые задания какой-нибудь викторины, чем
научно обоснованные теории.
Более серьезные теории предполагают, что это были алтарные или жертвенные камни.
В 60-е годы XX века профессор Стюарт Пиггорт и его сотрудники попытались найти
связь между местами, где найдены такие круги, и месторождениями золота и медной
руды. Круги, по мнению профессора, были магическими знаками искателей руд.
1,
2 – Вернуться Часть 3 Продолжить – 4