Взаимосвязь древних символов у разных народов
Вполне возможна и еще одна интерпретация. Как известно, на доисторических памятниках во всем мире часто встречаются различные символы воды: волнообразные линии и зигзаги, стилизованные изображения облаков, символические водоплавающие птицы и т.д. Вода – это жизнь, о воде молили богов жрецы и вожди племен. Но можно ли изобразить воду?
Волнообразная линия, столь хорошо знакомая нам сегодня, – это ведь тоже абстракция, и немалая. В точно таком виде вода в природе не встречается. Волнистые линии – это скорее вода в разрезе. Зато концентрические круги можно наблюдать на воде сколько угодно, например, когда на поверхность пруда падают первые капли дождя или когда в воду бросают камень. Тогда центральное углубление в камне может обозначать вызвавшее круги событие – упавший камень, а концентрические круги – воду.
В поисках смысла доисторических кругов принял участие и великий французский историк аббат: Брейль. В отличие от предшественников, ему сразу удалось сделать большой шаг вперед. Когда в 1920 году он посетил в Дублине профессора Р. Макалистера и показал ему свои снимки настенных рисунков, сделанные в Испании, тот сразу вспомнил о таких же рисунках, виденных им у себя на родине. Сам он потом писал об этом так: «И тут я вспомнил о прекрасном оттиске с камня в Клонфинлохе... Взяв альбом с полки, я положил его рядом с фотографиями. Мой гость немедленно подтвердил, что ирландский камень и испанские рисунки схожи по стилю и замыслу, а эти два обладают и несомненным «сродством». Оба ученых пришли к выводу, что в Ирландию «круги» были принесены выходцами из древней Испании, а Брейль даже узнал в абстрактных ирландских рисунках стилизованное изображение испанской Богини-Матери.
Открытие новых методов физического датирования побудило ученых вернуться к этим исследованиям. Оказалось, что многие ирландские круги с ямками относятся, скорее всего, к эпохе бронзы, хотя некоторые могли быть созданы и в начале III тысячелетия до нашей эры.
Древнеирландские круги, таким образом, должны быть старше аналогичных кругов в Испании и Португалии, которые все датируются эпохой бронзы. Если эти даты верны, то круги скорее были принесены с Британских островов на Иберийский полуостров, а не наоборот. И свидетельствуют не о переселении древних испанцев в Ирландию, а о торговых связях древних ирландцев с племенами атлантического побережья Испании. В правильности этого предположения убеждают и результаты раскопок.
Нельзя отрицать наличие связи между испанским и особенно португальским наскальным искусством, с одной стороны, и кругами с углублениями на Британских островах – с другой. Изображения в Ломбу да Кошта в районе Понтеведру в Португалии, и особенно наскальные рисунки в Фентансе в Испании, похожи на британские как две капли воды.
Но означает ли это, что данные символы действительно были принесены купцами и переселенцами с Иберийского полуострова на архипелаг, лежащий между Атлантикой и Северным морем? Ион Макуайт, одним из первых начавший в 1946 году серьезные исследования наскальных рисунков на севере Португалии, был убежден в этом, и мировая научная общественность пришла вслед за ним к тому же выводу.
В мире археологов до 1965 года воцарилось спокойствие. Тогда швейцарский землемер Петер Брози отправился на работу в Каршеннский бор за деревней Сильс в кантоне Граубюнден, где, втыкая в землю рейку на спускающемся к северу склоне горы, случайно обнаружил подо мхом и почвой 10 больших каменных плит, на которых оказалось много доисторических рисунков: сплошные ямки и кольца! Их явное сходство с британскими изображениями не могло быть случайным: из 16 сюжетов, составляющих наскальную живопись в Дерринаблаэ в Ирландии, целых 13 нашлось в Каршенне.
Треугольник Испания (Северная и Западная) – Британские острова – Швейцария (Центральная) содержит рисунки, обладающие наибольшим сходством друг с другом. Однако круги с ямками встречаются и в других районах Европы, да и не только Европы. Какие рисунки самые древние? Мы этого не знаем. Как наскальные сюжеты Британских островов попали в Альпы? Может быть, они шли в Испанию кружным путем через горы? Или же подлинные истоки этого искусства как раз и находились в Каршенне? Этого мы тоже не знаем. Ответы на эти вопросы давно ищут ученые многих стран, но таинственные круги и сегодня не хотят открывать нам свои тайны.