Энциклопедия Символы и Знаки

Царь

Соотносится с центром мира (то есть воплощает мировую ось и реализует связь между землей и небом), с победой над смертью и разрушением. Один из эпитетов, употребляемых по отношению к правителю в Древнем Египте, – «наделенный жизнью» или «дающий жизнь». Его двойственное значение не случайно и может содействовать пониманию образа царя в той мере, в какой тот служит связующим звеном между божественным и человеческим миром, представляя один другому.

Царь Петр I
Царь Петр Великий

В мифологии царь выполняет функции культурного героя и священного правителя как воплощения божества. Он наделяется рядом функций: это божественный правитель, проводник священной воли, посредник в отношениях с трансцендентной сферой. На царя возлагаются задачи обеспечения благополучия народа как в «культурном» (социальном), так и в «природном» аспекте последнего.

Царь гарантирует плодородие, чередование времен года, избавление от болезней (последнее представление сохранялось долгое время в Западной Европе, где, как считалось, прикосновение короля излечивает от золотухи). По Гесиоду, если царь справедлив, его подданные собирают богатый урожай, пчелы производят много меда, у овец вырастает густая шерсть; нечестивый правитель становится причиной несчастий своего народа – неурожая, болезней, катастроф.

Аналогичное представление развивается в китайской традиции. Власть правителя в отношении погоды и плодородия рассматривается как гарантия процветания народа и в Библии: «В светлом взоре царя – жизнь, и благоволение его – как облако с поздним дождем» (Пр. 16).

Фараон считался магическим средоточием плодородия и участвовал во всех основных земледельческих обрядах: он бросал в Нил свиток с указом о наступлении разлива реки, торжественно начинал подготовку почвы для посева, срезал первый сноп.
Царь связывается с функционированием космоса в целом. Он отвечает за катастрофы и бедствия, возникающие из-за нарушения космического порядка. При этом сверхъестественные способности считаются зависящими от жизненной силы правителя, и потому он должен уступить место более молодому преемнику, чтобы не допустить гибели мира (что обусловило обычай насильственного смещения не способного более выполнять свои обязанности царя).

Царь – это бог на земле (и, в обратном порядке, верховный бог называется царем богов; в монотеизме Бог – это Царь царей). В ряде культур он воплощал определенное божество и выступал как объект культа. В Древнем Египте, Персии царь считался воплощением бога солнца. В Японии, Месопотамии, греко-римском мире, у инков правитель воспринимался как сын Бога. В этом случае часто утверждалось, что царица-мать сочеталась браком с Богом и родила священного правителя (ср. легенду о рождении Александра Македонского). Следует отметить связь образа царя с солярной (фараон как сын Ра, бога солнца) и небесной (император как сын неба) символикой. Еще одним важным аспектом образа является наличие отцовских характеристик: царь – это отец народа (царь-батюшка в российской традиции). Царь – это не только бог, отец, но и человек; в его судьбе реализуются все основные модусы человеческого бытия в их самом ярком проявлении.