Энциклопедия Символы и Знаки

Воздух

Воздух – это тонкая материальная реальность между земным и духовным планами. Одно из пяти состояний материи – газообразное. Используется как символ невидимого мира. Один из четырех (огонь, вода, воздух и земля) элементов. В некоторых космогониях считается первичным элементом. Конденсация воздуха создает воду – источник жизни, при его компрессии возникает огонь – условие возникновения всех форм жизни.

Индийская и тибетская метафизики включают пятый элемент – эфир, который пронизывает и одушевляет четыре природных элемента. Эфир у греков – божественная светоносная субстанция, наполняющая Вселенную. Он составляет облачение высшего божества – Зевса и Юпитера.

Стихия воздуха
Стихия воздуха
Земля и Небо
Земля и Небо

Воздух в алхимических системах – мужской элемент (в отличие от женских пассивных элементов – воды и земли), активный и динамичный, как огонь. Между четырьмя элементами существуют параллели и связи.

Согласно пифагорейскому теологу Линусу в его работе «К Гименею»: «Четыре источника всего контролируются тройными связями». Огонь и земля связаны геометрическими пропорциями: как земля – для воздуха, так вода – для огня и, с другой стороны, как огонь – для воздуха, так вода – для земли. Между воздухом и огнем царит гармония.

Элементы из воздуха через желание и подражание передаются на землю небесными телами. Ведомые законами красоты, которая индивидуально привлекает каждого к себе, они попадают на землю в том же состоянии. На этом строятся симпатические связи и влияния воздуха на землю. Многие восточные философы считали воздух хранилищем жизненной энергии тела. Эта энергия называется праной (или дыханием жизни) – у индусов, ци – у китайцев и кай – у японцев.

Символика воздуха связывается со светом, полетом, легкостью, высотой. Наряду с огнем воздух соотносится с активным, мужским, легким, духовным началом, тогда как вода и земля рассматриваются как пассивные, женские, тяжелые, материальные. В ряде космогонических традиций воздух определяется как первоэлемент.

Так, например, греческий философ Анаксимен считал воздух материальным первоначалом мира, Сгущаясь и разрежаясь, воздух образует различные типы материи. Когда воздух «равномерно распределен», он представляет собой обычный невидимый воздух атмосферы. При сгущении он становится видимым, как туман или облако, затем, как вода и, в конце концов, приобретает вид твердой материи, такой, как земля или камни. Становясь менее плотным, воздух превращается в огонь. Вечно существующий воздух наделяется божественным статусом; ему приписывается порождение других богов. Кроме того, Анаксимен, уподобляя макрокосм микрокосму, проводил аналогию между воздухом, охватывающим вселенную, и воздухом, или душой, составляющим человека; сходное представление прослеживается и в ряде других традиций.

Воздух воспринимается в качестве ветра, дыхания, что, в свою очередь, позволяет наделить его дополнительной символикой, во-первых, в качестве дающего жизнь элемента, а во-вторых, как олицетворения духовного начала. Так, например, в еврейском языке руах – одновременно ветер, дыхание, дух; согласно библейскому повествованию, Яхве «вдохнул» в глиняную фигурку Адама жизнь. В русском языке слова «воздух», «дух», «душа», «дыхание» являются этимологически родственными.

В Китае воздух ассоциируется с ци («пневма»). Считалось, что ци представляет собой бескачественное первовещество, из которого состояла вселенная в исходной фазе своего развития (хунь дунь, хаос) и из которого впоследствии произошли пять элементов мироздания – вода, огонь, металл, дерево, земля. В антропологии ци связывается с дыханием, с так называемыми «жизненными духами», наполняющими человеческое тело, а в психологии представляет собой психическое начало, дух, характер, управляющий волей и эмоциями. Сходное представление существует в индийской традиции (воздух как прана – жизненная энергия, дыхание жизни).