Воздух – это тонкая материальная реальность между земным и духовным планами.
Одно из пяти состояний материи – газообразное. Используется как символ
невидимого мира. Один из четырех (огонь, вода, воздух и земля) элементов. В
некоторых космогониях считается первичным элементом. Конденсация воздуха создает
воду – источник жизни, при его компрессии возникает огонь – условие возникновения всех форм жизни.
Индийская и тибетская метафизики включают пятый
элемент – эфир, который пронизывает и одушевляет четыре природных элемента. Эфир
у греков – божественная светоносная субстанция, наполняющая Вселенную. Он
составляет облачение высшего божества – Зевса и Юпитера.
Воздух в алхимических системах – мужской элемент (в отличие от женских пассивных элементов – воды и
земли), активный и динамичный, как огонь. Между четырьмя элементами существуют параллели и связи.
Согласно пифагорейскому теологу Линусу в его работе «К Гименею»:
«Четыре источника всего контролируются тройными связями». Огонь и
земля связаны геометрическими пропорциями: как земля – для воздуха, так вода –
для огня и, с другой стороны, как огонь – для воздуха, так вода – для земли.
Между воздухом и огнем царит гармония.
Элементы из воздуха через желание и подражание передаются на землю
небесными телами. Ведомые законами красоты, которая индивидуально привлекает
каждого к себе, они попадают на землю в том же состоянии. На этом строятся симпатические связи и
влияния воздуха на землю. Многие восточные философы считали воздух хранилищем жизненной энергии
тела. Эта энергия называется праной (или дыханием жизни) – у индусов, ци – у
китайцев и кай – у японцев.
Символика воздуха связывается со светом, полетом, легкостью, высотой. Наряду с
огнем воздух соотносится с активным, мужским, легким, духовным началом, тогда
как вода и земля рассматриваются как пассивные, женские, тяжелые, материальные.
В ряде космогонических традиций воздух определяется как первоэлемент.
Так, например, греческий философ Анаксимен считал воздух материальным
первоначалом мира, Сгущаясь и разрежаясь, воздух образует различные типы
материи. Когда воздух «равномерно распределен», он представляет собой обычный
невидимый воздух атмосферы. При сгущении он становится видимым, как туман или облако, затем, как вода и, в
конце концов, приобретает вид твердой материи, такой, как земля или камни.
Становясь менее плотным, воздух превращается в огонь. Вечно существующий воздух
наделяется божественным статусом; ему приписывается порождение других богов.
Кроме того, Анаксимен, уподобляя макрокосм микрокосму, проводил аналогию между
воздухом, охватывающим вселенную, и воздухом, или душой, составляющим человека;
сходное представление прослеживается и в ряде других традиций.
Воздух воспринимается в качестве ветра, дыхания, что, в свою очередь, позволяет
наделить его дополнительной символикой, во-первых, в качестве дающего жизнь
элемента, а во-вторых, как олицетворения духовного начала. Так, например, в
еврейском языке руах – одновременно ветер, дыхание, дух; согласно библейскому
повествованию, Яхве «вдохнул» в глиняную фигурку Адама жизнь. В русском языке
слова «воздух», «дух», «душа», «дыхание» являются этимологически родственными.
В Китае воздух ассоциируется с ци («пневма»). Считалось, что ци представляет
собой бескачественное первовещество, из которого состояла вселенная в исходной
фазе своего развития (хунь дунь, хаос) и из которого впоследствии произошли пять
элементов мироздания – вода, огонь, металл, дерево, земля. В антропологии ци
связывается с дыханием, с так называемыми «жизненными духами», наполняющими
человеческое тело, а в психологии представляет собой психическое начало, дух,
характер, управляющий волей и эмоциями. Сходное представление существует в
индийской традиции (воздух как прана – жизненная энергия, дыхание жизни).