В эпоху Ренессанса были определены символические типы обнаженного тела. Природная обнаженность – символ человеческой принадлежности к природе, его природной «бедности и простоты». «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (Тим. 6,7). Поэтому человек должен стремиться к добродетели и преуспевать «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (Тим. 6,11). Ситуативная обнаженность связана с бедностью и отсутствием одежды. Эта бедность может быть результатом несчастий или же добровольной, наложенной на себя «во славу Божию».
Тициан, картина «Любовь небесная и земная», 1515 год, Галерея Боргезе, Рим
Добродетельная обнаженность служит символом добродетели и невинности. Она характерна для тех, кто, живя в этом мире, не покорились злу и соблазнам, их окружающим. Наконец, преступная обнаженность олицетворяет сладострастие, тщеславие и отсутствие добродетелей. Два последних вида обнаженности иллюстрируются картиной Тициана «Любовь небесная и земная».
Небесная любовь представлена нагой женщиной, обнаженное тело которой отображает ее презрение к земным вещам, пламя в ее правой ладони символизирует ее любовь к Богу. Земная любовь представлена женщиной, одетой в дорогие одежды, в руках у нее сосуд, наполненный золотом и драгоценностями. Она олицетворяет тщеславие и привязанность к земным богатствам. Добродетель часто олицетворяется фигурой обнаженной женщины.
В христианстве обнаженное тело (при крещении) трактуется как сбрасывание одеяния греха и разврата; обнаженное тело также символизирует цельность и изобилие – это образ рая (где не носят одежд и где формы не ветшают, то есть пребывают вне времени). С другой стороны, распространено восприятие обнаженного тела как образа порока, греха, символа сладострастия и тщеславного самолюбования.