Олицетворение стихийных сил природы. В качестве такового способен наводить на людей страх. Наличие в облике Пана животных черт символизирует преобладание в его душе низменных влечений (страсти к вину, плотским утехам). В античном искусстве образ Пана противопоставлялся Аполлону как олицетворению мира рафинированной культуры.
Пан
Пан («понравившийся всем»), в греческой мифологии божество стад, лесов и полей, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. Этот покровитель горных лесов и пастбищ, коз и овец был козлоног и рогат. Дриопа ужаснулась, увидев новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермес и боги-олимпийцы лишь рассмеялись и нарекли младенца Паном.
Вместе с сатирами и силенами, демонами стихийных плодоносных сил земли, Пан входил в свиту Диониса. Игривый и жизнерадостный, он был известен своим пристрастием к вину и веселью, пылкой влюбленностью и преследованием нимф. Одна из них, Сиринга, в страхе перед козлоногим богом превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его. В отместку бог наградил судью ослиными ушами.
Как божество стихийных сил природы, звуком своей свирели Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно в знойный летний полдень, когда замирали леса и поля. Пан помогал в битвах, наводя ужас на врагов; он помог Зевсу в борьбе с титанами. Культ Пана был особенно распространен в Аркадии, именно там расположена священная гора, названная его именем.
В римской мифологии Пану соответствуют Фавн и сильван. В орфических представлениях Пан рассматривается как божество, все объединяющее (в соответствии с этимологией своего имени, «пан» – «все»). У Плутарха приводится предание о смерти Великого Пана, ставшего олицетворением античного мира и его богов.