Колесо выступает прежде всего как солярный символ, однако этот образ является многозначным, и в различных традициях с ним связываются различные представления; общей их основой является рассмотрение колеса как образа циклического ритма, непрерывности развития мироздания, либо высшей целостности, совершенства, в соответствии с символикой круга. Изображения колеса часто фигурируют в орнаменте и архитектуре. На одном из витражей Шартрского собора в центре колеса появляется Христос; данный образ, космологический по своему характеру, является пережитком солярного культа.
Колесо
На архаическом этапе культуры солнце воспринимается в качестве колеса (либо, впоследствии, колесницы). В различных мифологиях распространен сюжет о единоборстве двух персонажей, воплощающих, соответственно, весну (солнце) и зиму, в котором первый предстает в виде огненного колеса, катящегося с горы и убивающего своего противника. Во время праздников, приуроченных ко дню летнего солнцестояния, существовал обычай скатывать со склона холма огненное колесо.
Структура колеса может рассматриваться как дуальная: в нем движущийся обод противостоит покоящемуся отверстию ступицы, выступающему в качестве аналога аристотелевского неподвижного перводвигателя. Эта его особенность нашла отражение в графической символике: периферию колеса заполняет изображение, тогда как срединное пространство либо пусто, либо содержит особый (нередко сакральный) символ. Примером таких форм являются орнаментированные oculi (окна-«глаза») романских церквей и окна-розы в готической архитектуре, Существует несомненная связь между колесом и такими символическими образами, как роза (на Западе) и лотос (на Востоке), которые могут быть уподоблены в своей структуре мандале.
Образ колеса находит применение в различных традициях. В видении Иезекииля в качестве атрибута ангелов-херувимов фигурирует беспрестанно движущееся колесо, исполненное глаз – символ божественного всеведения и всевидения. В йоге чакра («колесо») – это энергетический центр тела. В древнеиндийской мифологии чакравартин («вращающий колесо») – это правитель мира.
В буддийской религиозной концепции возникает понятие «колеса времени», калачакры, которое передает тождество микрокосма и макрокосма, человека и вселенной. Таким образом, изменяя себя, человек изменяет мир. С калачакрой также связано и представление о цикличности времени (в Тибете – 12-летний и 60-летний календарные циклы). В изображениях Будды колесо символизирует его первую проповедь. Колесо бытия (бхавачакра) передает представление о цикле бесконечных перерождений, управляемых законом зависимого происхождения.
В иконографии бхавачакра предстает как колесо, приводимое в движение чудовищем; его пять (иногда шесть) зон показывают состояния, в которые может быть перерожден человек. Вокруг обода бхавачакры помещаются 12 нидан («причин», «звеньев») сансары («круговорота (бытия)»), закона зависимого происхождения, или закона причинности; это цикл, исходным и конечным звеньями которого выступают неведение и смерть, может рассматриваться и в прямом, и в обратном порядке. Аналогичным образом, в орфических текстах концепция метемпсихоза, последовательного воплощения души в различных телесных оболочках, передавалась посредством метафоры «полного печали утомительного колеса», которого избежит посвященный.
Колесо также выступает в качестве элемента религиозного культа. Например, в ламаизме фигурирует молитвенное колесо – цилиндр, внутри которого помещаются полоски бумаги с текстами молитв. Существуют свидетельства использования молитвенных колес другими народами, например японцами, древними кельтами и бретонцами, древними греками и древними египтянами.
В даосском учении дао представляется осью, стержнем, полым центром втулки колеса: оно пусто, отъединено и недвижно-неизменно, Мудрец подобен дао: невидимо присутствуя в центре колеса, он движет его, не участвуя в движении и не видя в том нужды: «Мудрец – тот, кто достиг центральной точки Колеса и сподобился Неизменной Середины, пребывая в неразрывном единении с истоком, причащаясь его неподвижности и подражая его бездеятельному деянию». Образ тридцати спиц колеса, сходящихся в пустоте – в отверстии ступицы, подсказывает особенно богатую символику: невидимая благодать, привлекающая к себе все существа; верховная единица, располагающая вокруг себя множества; даос, который, будучи пустотой, то есть очистив себя от страстей и желаний, целиком наполнен дао.
У кельтов колесо с четырьмя спицами символизирует астрономический год и смену четырех сезонов; слова, обозначающие «год» и «колесо», в кельтских языках совпадают. Колесо было атрибутом верховного бога кельтов в качестве управляющего временным циклом. Колесо с шестью спицами выступает в восточнославянской традиции как громовой знак. Оно являлось частью орнамента, украшающего избу; считалось, что оно может уберечь дом от молнии. На Украине функцию оберега от молнии выполняло старое тележное колесо, помещенное на соломенную кровлю дома. Возникновение этого знака можно объяснить, исходя из того, что наиболее опасной для человека является не линейная молния, традиционно изображаемая в виде зигзага или стрелы, а молния шаровая, представляющая собой медленно плывущий над землей шар.
В современной геометрии, оперирующей многомерным гиперпространством, круг – единственная фигура, сохраняющая свои признаки при увеличении числа измерений. Круг – первоначальный протознак, имеющий свое символическое выражение во всех культурах, так как изначальным кругом служил диск Солнца, и все строилось по этому образу и подобию. Например, обряд приготовления блинов у славян во время масленицы олицетворял Солнце. На праздник Ивана Купала на высоком пригорке разводили костер, втыкая на возвышенное место шест с колесом – знак Солнца. Такой знак над колодцем описывал Гоголь. В Египте круг с точкой в центре – символ человека.
В иудейской традиции колесо Иезекиилевой Меркавы обладает способностью связывать метафизические силы с материальным миром. Колесо всегда считалось знаком Фортуны, счастья и случая. Изображенное у ног этой богини, отражало аспект непостоянства. А изображенное вместе с Немесидой отражало наказание злых людей и людей, преступающих закон. Колесо Фортуны – распространенная в средние века аллегория, символизирующая непостоянство всего сущего в виде четырех коронованных особ. Первый персонаж держится за обод и ему соответствует эмблема «Я буду царствовать», второй сидит на вершине – «Я царствую», третий падает с колеса – «Я царствовал», четвертый лежит внизу рядом с короной – «Я отцарствовал». Существовали колеса-кресты, где изображение Христа было в виде спиц внутри колеса. Колесо, которое вращалось против солнца, обозначало колесо зла. Колеса, которые вращались по солнцу – колеса добра. Образ движущегося колеса в пространстве – от древней колесницы до автомобильного мира на колесах – знак динамизации жизни.