Энциклопедия Символы и Знаки

Глаз

Является символом бдительности, ясновидения, всеведения. С ним связываются свет и мудрость, а также энергия, сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной. Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания.

Глаз Гора
Глаз Ра или Глаз Гора,
древнеегипетский символ
Символ всевидящего ока на банкноте
Символ всевидящего ока
на банкноте США
Символ всевидящего ока на монете
Символ всевидящего ока
на монете США

Это также образ провидения; так, например, в иудаизме всевидящее око – воплощение Промысла Божьего. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба). В архаических представлениях луна и солнце – это глаза неба; при этом нередко солнце воспринимается как благой, а луна – дурной глаз.

Символ всевидящего ока, хорошо известный по убранству христианских храмов, масонских лож и даже по Большой Печати США, изображенной на однодолларовой банкноте, принято соотносить с глазом Гора, но еще раньше око принадлежало древнеегипетской богине истины и правосудия Маат. Слово "Маа" подразумевало "видеть", его иероглифом служил глаз. Око Гора – гибрид человеческого и соколиного глаза – было у древних египтян защитным амулетом.

В мифе об убийстве, расчленении и воскрешении Осириса именно глазу как таковому принадлежит главная спасительная роль. Знаменитое око, символ власти и оружие против демонов, когда-то принадлежало Ра. Исида хитростью выманила его у бога и даровала своему сыну Гору, чтобы тот мог отомстить за отца. Но Сету в поединке удалось вырвать глаз у брата, расчленить его на 64 части и разбросать по всему Египту. Бог Тот, славный своим знанием, сумел не только восстановить глаз, но и придать ему новое свойство – воскрешать мертвых. Гор пожертвовал свой глаз отцу, и он, проглотив волшебное око, воскрес.

Поэтому амулеты в виде глаза с охраняющей его королевской коброй, называемые уджат, клали в погребальные пелены мумии – и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве. На протяжении всего Династического Периода на гробах, саркофагах и других атрибутах погребения рисовали или вырезали «два глаза» – уджатти. Их также изображали на носу лодок. И до сих пор лодочники по всему Средиземноморью верят, что, если на их лодках не будут нарисованы глаза наподобие уджатти, лодка обязательно собьется с курса.

В греческой традиции солнце предстает как «всевидящий глаз Зевса» (Гомер); у Макробия – как «глаз Юпитера»; в германской мифологии – как «глаз Вотана (Одина)».

Многоглазие обладает двойственным значением. Во-первых, наличие множества глаз передает божественное всеведение. Древнеиндийское божество неба, глава богов Индра называется тысячеглазым (в данном случае звезды ночного неба уподобляются глазам). Милосердное буддийское божество Гуаньинь (Каннон в Японии) наделяется тысячей глаз, благодаря которым оно узнает о несчастьях людей.

В видении Иезекииля «многоочитость» предстает как выражение всеведения. Аналогичное значение закрепляется за апокалиптическим образом животных, исполненных очей. Три глаза Шивы соотносятся с тремя его функциями в качестве верховного божества: созидание, сохранение и разрушение.

В китайской мифологии четырьмя глазами (в качестве знака особой прозорливости) обладает герой Цанцзе. У Данте мудрость наделяется третьим глазом – ибо она зрит прошлое, настоящее и будущее. Известна суфийская метафора мистического видения: «глаза его стали лицом, и все тело стало глазами, обращенными к образу Бога» (Ахмад аль-Газали).

Одноглазие, подобно другим формам физического уродства, связывается со злом; как правило, оно является атрибутом хтонических персонажей. В античной мифологии циклопы не единственные представители одноглазых существ – у Плиния упоминаются одноглазые аримаспы, добывающие либо похищающие у грифонов золото на золотых рудниках. В восточнославянской мифологии фигурирует такой персонаж, как Лихо Одноглазое. С другой стороны, скандинавский Один отдал глаз в обмен на внутреннее зрение – мудрость.

Поскольку зрение, традиционно, воспринимается как атрибут всех живых существ, слепота может рассматриваться как знак иного, загробного существования – слепой человек как бы погружается в вечный мрак небытия; в египетской Книге мертвых сказано: «Вижу, значит, живу». С другой стороны, слепота может выступать в качестве знака высшего видения. Греческий Тиресий был ослеплен Афиной за то, что увидел обнаженную богиню во время омовения, однако взамен она наделила его пророческим даром. В Библии слабая глазами Лия наделяется способностью внутреннего зрения. Эти мотивы косвенным образом подчеркивают идею о невозможности проникновения телесным оком в подлинную суть вещей, о бессилии зрения, глаз в отношении высших истин бытия.

Глаз, взгляд может связываться с созиданием. В одном из мифов индуистской традиции Кришна породил все живое силой своего взгляда. В своем негативном аспекте образ глаза может рассматриваться в качестве средоточия силы, могущей быть опасной для живых существ. В шумерской мифологии неоднократно возникает образ «взгляда смерти». Сходный образ имеется в греческой мифологии, где Гадес, бог преисподней, изображался с головой, повернутой назад, поскольку взгляд Гадеса считался смертельным и его следовало избегать. Греческие горгоны своим взглядом превращали человека в камень. Своим третьим глазом Шива испепелил бога Каму за то, что тот отвлекал его от медитации. В обыденной речи представление о разрушительной силе взгляда закрепилось в выражениях «испепеляющий взгляд», «дурной глаз», а также «сглазить».

На психоаналитическом уровне глаз относят к вагинальным символам. И этот символизм часто используется как профессиональными соблазнительницами (вспомним волоокую Ио, очаровавшую Зевса), так и представителями других ветвей соблазна: политиками и рекламными агентами. В то же время глазное яблоко издревле ассоциируется с пенисом, который именуют «маленьким слепцом», а в Египте мужской орган просто так и называли – глазом.

Поэтому вернее будет сказать, что женским символизмом обладает глазница, обрамленная увлажненными веками, в то время как глаз в ней имеет уже андрогинный характер и близок по значению индусской йонилинге, «драгоценной жемчужине в лотосе» Тибета и другим проявлениям священного союза мужского и женского начал. Миндалевидный (мандорла) глаз в обрамлении искусственных теней, подкрашенных век и длинных ресниц – мечта и оружие «звезд» женского пола, которые взирают на зрителя с глянцевых небес модных журналов, все время что-то обещая, куда-то зовя, но на самом деле за их томно прикрытыми веками прячется не райское наслаждение, а прямая угроза – сомкнуть их...