
Аид и Персефона принимают души
умерших, «Словарь античности», 1895
Место наказания и страдания после смерти за совершенные грехи.
Темный подземный мир Ада воспринимался как сфера действия Сатаны. Графически
изображается как прямоугольник – область господства огня и хаоса. Сатана дается
в полукруге как знак мучительной незавершенности. Другим пиктографическим знаком
ада является осьминог – представляющий извивающийся образ ненасытного чрева ада.
Античная и христианская концепции ада достаточно близки: Аид, Гадес и ад. В
русском языке они встречаются даже в своих названиях: русское слово «ад»
является составной частью греческого «Гадес». Античный Гадес состоит из трех
уровней: Полей Асфоделий – мира чистилища, или limbo, где души были обречены на
вечное странничество, что было формой воздаяния за грехи; Елисейских Полей, где
пребывают души праведников, и Тартара – места назначения грешников и злодеев.
Известны имена трех судьей Гадеса: Триптолема, Эака, Радаманта.
Ад в скандинавской мифологии – Нифльхель (Нифльхейм), где правит хозяйка подземного
царства мертвых Хель – одно из трех чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от
бога Локи. В картине японского ада грешники предстают пред господином преисподней, властителем и судьей мертвых Эмма-о. Он является хозяином
хорошо разработанного института наказания. После суда грешники направляются в одну из
шестнадцати областей огня или льда и могут быть спасены только молитвами живущих.
В исламе тела грешников увеличиваются, чтобы увеличить их страдания. В буддизме ад – это жизнь, которую
«зарабатывает» себе неправедник в будущем воплощении. Концепция
вечного ада, известная в Махаяна буддизме, имеет отдаленное сходство с
христианской. Это Тситигархарайя – место сострадательной любви, куда нисходят
бодхисатвы, которые учат и спасают страдающих там грешников. Вспомним о схождении Христа в ад.