Его вид, расположение, форма, цвет – все это играет роль в определении символического смысла замка как неприступной крепости духовной силы человека. В средневековье замок олицетворял трансцендентную душу и небесный Иерусалим. «Черный замок» и висящая над ним черная грозовая туча противопоставлялись «замку света». Черный замок, или замок откуда не возвращаются, трактовался как вход в загробный мир, место обитания «черного рыцаря» под которым нередко понимался Плутон или Гадес, бог царства мертвых.
Замок Сомюр, Франция, 13 век.
В нордическом эпосе Гиньевра живет в замке, окруженном глубоким рвом, лишь труднопроходимый мост соединяет его с землей. Образ «черного замка» средневековых легенд, в котором творятся всевозможные преступления и святотатства, уходит корнями в символику Господина Преисподней. «Замок света» несет в себе символику искупления и спасения, он – символ постижения непостижимого, материализации чуда.
Символика замка обычно ассоциируется с символами сокровища (духовного богатства), девы (анимы) и благородного рыцаря (искателя истины). Суровые, мощные замки эпохи Каролингов с 11-12 веков становятся более живописными и свободными по планировке, начиная с 13-14 столетий превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в пышные дворцовые ансамбли(Версаль, Трианон, Тюильри, Сан-Суси и другие замки-дворцы).