Тюрбан, мужской и женский головной убор у ряда народов Азии и Северной Африки – полотнище легкой ткани, обернутой вокруг головы. С началом периода крестовых походов ношение тюрбана распространилось и в странах Западной Европы.
Тюрбан
Тюрбан на востоке, в Ближней Азии и северной Африке состоит обыкновенно из колпака и из цветной или белой шерстяной или шелковой материи, обвернутой поверх надеваемого на голову колпака. У мусульман ношение тюрбана предписывается религиозными постановлениями. Зеленые тюрбаны имеют право носить лица, принадлежащие к потомству Мохаммеда. Белый головной убор носят мусульманские ученые.
В Индии тюрбан – символ принадлежности к сикхам, знак преданности вероучению и олицетворяющий духовный авторитет и мужество. Согласно требованиям хальсы, сикхи должны носить пять предметов веры, пять «к»: кеш, длинные нестриженые волосы, которые означают духовную силу; кангха, гребень в волосах, чтобы их расчесывать, тем самым символизируя дисциплину; кирпан, церемониальный меч, предназначенный для борьбы с несправедливостью; кара, стальной браслет, носимый на правом запястье как олицетворение связи с божественным (и как напоминание о предписании использовать правую руку для благих дел). И последний из пяти предметов – качх, короткие штаны особого покроя, служащие олицетворением сексуального воздержания, а также готовности сражаться за сикхскую веру (поскольку стеганая одежда более подобает для сражений, нежели нестеганая).
Хотя тюрбан, или кешки, и не оговаривается как один из пяти «к», он стал олицетворением сикхской принадлежности, поскольку его носят для защиты кеша и кангхи. Ношение тюрбана предписывает сикхский свод правил поведения, основанный на учениях гуру Гобинд Сингха («Рахит марьяда»).
Политическая и религиозная принадлежность внутри сикхских общин может выражаться цветом ткани тюрбана: приверженцы партии «Акали дал», действующей в штатах Пенджаб, Хариана и Химчал-Прадеш, носят голубые тюрбаны; сторонники движения за независимое сикхское государство Халистан – оранжевые; белые тюрбаны – принадлежность намдхари, последователей реформиста Баба Балак Сингха (1799-1861). Некоторые секты рассматривают и сам тюрбан как один из пяти «к», неотделимо от кеша, и требуют, чтобы не только мужчины, но и женщины носили его как знак своей веры.