Энциклопедия Символы и Знаки

Еврейские талисманы

Вполне понятно, что мы должны отдать должное еврейской традиции создания талисманов больше, чем какой-либо другой. Будет правдой сказать, что в еврейских общинах техника создания талисманов оставалась прежней в течение нескольких тысячелетий. В своей книге «Древнееврейские амулеты» Т. Шрире говорит, что древнееврейские талисманы считались такими эффективными в средние века, что их покупали христиане» Иронично, но факт, многие христианские рыцари, преследующие евреев на своей родине, возлагали надежды на тех же евреев, чтобы они наделили их магической защитой во время крестовых походов.

Ортодоксальные евреи не одобряли использование талисманов, в большей степени из-за того, что были против всего, что имело даже отдаленное отношение к магии, Они опасались секретности, с которой создаются талисманы, и боялись, что в создании талисманов замешено идолопоклонение.
Несмотря на это, на еврейских лидеров сильно давили, заставляя делать талисманы, многие находили лазейки в еврейском законодательстве, чтобы создавать их.
К тому времени, когда евреи вышли из-под власти Вавилона, талисманы стали естественной частью их повседневной жизни. В еврейской литературе различались различные «сорта» талисманов. Талисманы, сделанные специалистами, можно было носить в шаббат. Забавно, но считалось неприличным носить талисманы для выздоровления, но было допустимым использовать их для предотвращения болезни. Редкостью был талисман с начертанным на нем словом «лечение», но существовали талисманы, на которых были начертаны просьбы защитить человека от различных болезней.

Еврейские талисманы получали силу, потому что были сделаны с использованием еврейских букв и фраз из Библии, которые содержали то, что считалось словами Бога. Главная разница между еврейскими талисманами и талисманами других культур это недостаток скорее образов, чем символов и почти полная зависимость от еврейских букв и имен, для того чтобы наделить талисман силой.
В Библии очень много различных имен, даваемых «Богу». Самое известное это не произносимый тетраграмматон имени Всевышнего, которое христианские ученые транслитерировали как JHVH Иегова. Это дословно означает «он есть» или «он будет». Евреи считали это имя очень священным, чтобы произнести его вслух и заменили его другими, например Адонаи, которое христиане перевели как «Господь».

В Библии также упомянуты и другие имена – Эл, Шадай, Элохим, Ях и так далее. Другие появлялись при добавлении первых букв главных библейских стихов. Каждое имя представляло собой различные аспекты Бога, и каждый еврейский талисман начинался с мольбой к одному из них, например «К имени Адонаи» или «С помощью Шадаи». Цель состояла в том, чтобы напомнить владельцу, что он или она хотел получить защиту от определенных действий, и это могло произойти только благодаря божьей силе – за Богом все еще оставалось последнее решение.

Талисманы также призывали ангелов, и можно было выбрать любого из тысячи. Мы рассмотрим их влияние на создание талисманов позднее. Самые частые ангелы на еврейских талисманах были Ариэль, Рафаэль, Габриэль, Михаэль и Нуриэль. Имена этих ангелов иногда сокращались в одно имя силы с помощью Нотарикона.
После того как создатель талисмана выбрал подходящее имя Бога и ангела, он переходил к выбору стиха из Библии, которое соответствует цели талисмана. Люди верили, что сила Бога переходит на талисман после того, как стихи укорачиваются Нотариконом. Для талисмана, помогающего иметь хороший певчий голос, одним из лучших стихов считался Исход 15:1. Иногда выбор библейского стиха имеет скрытый, тайный смысл. Например, Бытие 49:22 появляется на многих талисманах, созданных для того, чтобы изгнать зло.

После библейского стиха, если хватало места, писалась маленькая просьба. Затем надпись на талисмане заканчивалась прямой формулировкой того, что он должен сделать, к примеру: «Пусть N, носитель талисмана, поет красивым нежным голоском». На многих традиционно еврейских талисманах очень часто можно увидеть слово «аминь», повторенное три раза.

Еврейские талисманы делались на металлических дисках или писались на бумаге. Ко многим металлическим талисманам иногда прикреплялись красные бусинки, так как считалось, что красный цвет приносит защиту. Судя по количеству ошибок в надписях и именах, допущенных во время создания талисманов, можно легко согласиться с тем, что кузнецы и не знали, что они создают. Умелые чертежники делали и бумажные талисманы, некоторые из них сохранились и до наших дней. Они создавали их с той же заботой, с какой они старательно переписывали Библию.

Одно из правил требовало, чтобы талисман создавался во время моления или поста. Когда чертежник опускал ручку в приготовленные чернила, по инструкции он должен был сказать: «Во имя Шадаи, который создал небеса и землю я пишу это имя для...» и затем писалось назначение талисмана. Закончив, он должен был сказать: «Благословен ты, о Властелин, освятивший это великое имя и раскрывший твою праведную сущность, чтобы показать его силу и мощь в языке этого писания и в его высказывании».

Не удивительно, что создание талисмана требовало такой набожности, что очень часто доверялось только главному раввину города. Еврейский святой Раввин Хаим Иосиф Давид Азулай (1724-1807) зарабатывал себе на жизнь, создавая талисманы благодаря своим глубоким познаниям в Каббале. Он много занимался ангелами, библейскими стихами и кодами на талисманах, и после его смерти его подпись считалась талисманом.

Мистические писания, особенно Каббала, сильно повлияли на развитие талисманов. Здесь имена Бога и ангелов были закодированы для практического использования. В 1320 году Элезар из Ворма написал самую значимую книгу по созданию еврейских талисманов. Его книга «Сефер Разиль» была написана еще в средние века, но была опубликована лишь в 1701 году. Но это не помешало ее широкому распространению среди евреев в рукописной форме. Эта книга серьезно повлияла на еврейскую секту Хассидикс, члены которой были очень успешными создателями талисманов. В книге «Сефер Разиль» содержались различные виды мистических алфавитов, созданных для того, чтобы содержание текстов оставалось секретным для непосвященных. В ней также содержались подробные списки ангелов, символов и библейских стихов. Эти талисманы были более сложными и тщательно разработанными, но по сути своей они основывались на той же формуле, которую веками использовали еврейские мастера.

Еврейский талисман
Еврейский талисман

На амулете, изображенном на рисунке, начертано очень много божественных имен. В четырех углах находятся четыре реки рая. Они были упомянуты в Книге Бытия как Писон, Гихон, Хиддекель и Евфрат и использовались каббалистами, чтобы представить текущую божественную энергию создания. Первый печатный талисман был выпущен в Венеции в XIX веке. С тех пор напечатанные талисманы не сильно изменились. На них было написано «Во имя Шадаи» и они просили о защите их носителя, чье имя не указывалось. Библейские стихи обычно брались из Псалма 121 или 91. Хотя некоторые печатные талисманы были освящены или благословлены раввином многие суеверно полагали, что они обладают силой благодаря еврейским надписям. Создание талисманов было религиозным и творческим действом между создателем и высшими силами, но существует и божественная сила еврейских писаний и вера владельца талисмана в силу букв, которая поможет в любых делах. Более подробное описание способов использования талисманов защиты приведено в средневековой книге о духах и князьях-демонах ада «Малый Ключ Соломона», первая часть «Гоетия» сочинения «Лемегетон».

Еврейские талисманы, как напечатанные, так и сделанные вручную, до сих пор очень распространены. Многие из них пишутся на кусочках пергамента, плотно сворачиваются и хранятся в контейнерах. Один мой друг дал мне такой талисман, который должен был защищать меня во время путешествий. Это был красный плис, свернутый в прозрачный пластиковый контейнер в форме соломинки.

Талисман Абрамелина для поиска медалей и монет
Талисман Абрамелина для
поиска медалей и монет

Первое слово магического квадрата ORION. Средневековое английское начертание.
Также стоит упомянуть еще одну еврейскую систему создания талисманов, это книга «Священной магии мага Абрамелина». Эта книга, написанная в XV веке, дает полную магическую систему, когда маг проводит шесть месяцев в уединении, практикуясь в ритуалах, перед тем как встретиться с высшей сущностью и отточить мастерство у демонов. Эти демоны и ангелы дают серии магических квадратов. Хотя магические квадраты использовались и в еврейской и христианской традициях создания талисманов, квадраты Абрамелина были не похожи на все сделанное ранее. Рисунок, представленный на этой странице – пример одного из таких квадратов, использовавшихся для поиска старинных медалей и монет. Магическая система Абрамелина не имела большого влияния на развитие талисманов, пока глава Эзотерического ордена Золотого рассвета С.Л. Макгрегор Матерс не перевел единственную копию манускрипта, дошедшую до нас со времен средневековой Франции. Некоторые члены Золотого рассвета, особенно находящиеся в Новой Зеландии, считали, что квадраты обладают невероятной силой. Алистер Кроули считал квадраты такими опасными, что рекомендовал хранить книгу в свинцовой коробке. Многие создатели талисманов верили, что неразумно использовать квадраты, первоначально не переняв всю магическую систему Абрамелина – включающую шестимесячное уединение, получение знаний и разговор с вашим святым ангелом-хранителем.

Продолжение Талисманы в эпоху Ренессанса