Энциклопедия Символы и Знаки

Кровь

Универсальный символ; наделяется культовым статусом. Кровь у многих народов понималась как вместилище жизненной силы, нематериального начала (нечто подобное душе, если последнее понятие не было развито).

Кровь Лукреции
Кровь Лукреции,
художник Эрвин Олаф
Мария-Антуанетта
Мария-Антуанетта,
автор Эрвин Олаф

В Библии душа отождествляется с кровью: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Лев. 17), с чем и был связан запрет на употребление в пищу крови и необескровленного мяса. Исходно кровь выступает символом жизни; с этим представлением связаны такие обряды архаических культур, как смазывание кровью (или символизирующей ее красной краской) лба тяжело больных, рожениц и новорожденных младенцев.

В ближневосточной традиции, у арабов и евреев, кровь выступает как необходимый атрибут различных обрядов очищения и искупления грехов. Кровью очищается все, и без пролитой крови не бывает прощения, говорится в Библии. Кровь тесно связана с жертвоприношением, цель которого – умиротворить грозные силы и устранить угрозу наказания.

Плата кровью за освоение новых пространств бытия и обретение новых степеней свободы выступает как атрибут существования людей на всем протяжении их истории. Впоследствии кровь в жертвоприношениях была заменена другими наделявшимися сакральным статусом жидкостями (молоком, медом, вином), олицетворявшими ее. Раны, по ассоциации с кровью, несут сходную символическую нагрузку.

Символика крови также связывается с ее цветом. Страстность – качественная характеристика красного – распространяется и на образ крови. В связи со своей ролью в качестве носителя жизни кровь сближается с водой.

Океан – это «внешняя кровь», человеческая кровь – это обращенные вовнутрь океанские воды. Космические процессы круговорота вод становятся прообразом осуществляемого в масштабах микрокосма кровотока.

Менструальная кровь, в целом считающаяся нечистой, наделялась особым значением; с нею связывались различные обряды: так, например, в Микенской Греции менструирующие девушки трижды должны были обегать засеянное поле в знак запретности его для злых духов и для обеспечения хорошего урожая.