Энциклопедия Символы и Знаки
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Храм


Зиккурат
Зиккурат
Ур, Ирак

Храм Деметры
Храм Деметры
Олимпия, Греция

Собор Святой Софии
Собор Святой Софии
Новгород, Россия

Миланский собор
Большой собор
Милан, Италия

Храм Великого Будды
Храм Великого Будды
Нара, Япония

Пирамида Солнца
Пирамида Солнца
Теотиукан, Мексика

Храм — это прежде всего мистический центр; храм и, в частности, алтарь отождествляется с мировой горой, местом пересечения двух миров — горнего и дольнего. Наиболее ярким в этом отношении архитектурным символом является храм-гора (вавилонский зиккурат, египетская пирамида, ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке, буддийская пагода).

Поскольку первоначально места отправления культа связывались с ландшафтами, сочетавшими холм, дерево, воду и камень, структура храма в различных традициях представляет символический синтез четырех элементов: в христианстве, например, интерьер церкви включает алтарь — возвышение, деревянный крест, купель с водой и каменный престол.

В индуизме храмы было принято воздвигать в особых местах, которые попадали под категорию «шубха» (благоприятное, красивое место, непременно находящееся возле воды), так как иначе боги их посещать не будут. Однако храмы вовсе не обязательно сооружаются в соответствии с ландшафтом, так как иерофания, явление священного — это внезапное вторжение, разрыв в цепи вещей и событий. Считается, что в верхней части храма должно быть отверстие, которое обеспечивает сообщение с богами. Храм рассматривается как видимый образ космического истока, а место, где он располагается, считается центром мира. Его внешний облик должен создавать атмосферу, соответствующую предвкушению контакта с божественным.

Процесс возведения храма — это реконструкция и реинтеграция единства Пуруши и Праджапати, обеспечивающая продолжение их созидательной деятельности; а законченное святилище — символ вселенной, которая представляет собой их явленное единство. Жертвователь (то есть человек, заплативший за строительство храма), принимает участие в процессе этой реинтеграции; уединившись в небольшом покое, с многозначительным названием гарбха, лоно, он переживает духовное перерождение, гарбхаграху, посредством достигаемого медитацией контакта с богом, присутствие которого олицетворено символом либо священным образом Бога. Этот покой расположен в центре храма (который сам есть центр вселенной); там помещаются различные сакральные символы.

Во-первых, это особый ритуальный сосуд, символическое средоточие шакти (производящей энергии космоса), отождествляемой с богиней-матерью. Во-вторых, это изображения цветка лотоса и черепахи (выполненные из камня, серебра и золота, которые символизируют, соответственно, землю, атмосферу и небо). Черепаха — это воплощение (аватара) Вишну, удерживающего космическую гору; лотос — символ развертывания созидательного начала в мире. Вертикальный полый столп (отождествляемый с мировой осью), связывающий все части строения, соответствует мистическому столпу в теле верующего, по которому поднимается душа для воссоединения с Абсолютом.



Строительство индуистских храмов было кодифицировано в «Шильпа-шастрах» (ремесленных руководствах); в них за каждым элементом храмовой конструкции закреплялось особое символическое значение космического плана. Идея соответствия (бандху) микрокосма и макрокосма в индуизме выражена достаточно ярко и ведет отсчет еще с ведических времен. В ее рамках осуществлялось и возведение средневековых храмов, которые были призваны представить зеркальное отражение структуры вселенной: четырехуровневые квадратные галереи и небеса-крыша (этот тип индуистского святилища подобен вавилонскому зиккурату).

Храм также отождествляется с мировой горой Меру, в некоторой степени он и напоминает гору. В буддизме основным видом святилища является ступа, выступающая в качестве символа нирваны.

Христианские соборы в большей мере соотносятся не с макрокосмом, а с микрокосмом, они выражают скорее преображение человеческой формы, нежели противопоставление небесного и земного, сакрального и профанного — хотя это их значение ни в коем случае нельзя игнорировать. Человеческая фигура передается посредством таких архитектурный элементов, как апсида (символизирующая голову), трансепты (руки), главный и боковой нефы (туловище) и алтарь (сердце). В готическом храме акцентируется устремленность вверх, в его структуре вертикальной оси отводится особое значение. Гонорий Августодунский, рассуждая о символике двух главных типов христианских храмов, подчеркивает, что используемые в их основе круг и крест — это образы совершенства; в то же время крест выступает как образ четырех направлений пространства и олицетворение микрокосма.

В православной традиции одна из основных форм храмовой архитектуры обязана своим возникновением храму святой Софии в Константинополе, возведенному в 6 веке: над классической раннехристианской базиликой возвышается огромный круглый купол, который символизирует схождение небес на землю, то есть сущность таинства евхаристии. Возникшая в более поздний период система иконостаса (перегородки, отделявшей алтарь от остального пространства) отражала идею рая; царские врата (двустворчатая дверь в иконостасе), отворявшиеся в определенные дни, как бы открывают путь к бессмертию.









Единорог Символ


«Энциклопедия Символы и Знаки»   Copyright 2007-2017 © Small Bay Ltd