Храм – это прежде всего мистический центр; храм и, в частности, алтарь
отождествляется с мировой горой, местом пересечения двух миров – горнего и
дольнего. Наиболее ярким в этом отношении архитектурным символом является
храм-гора (вавилонский зиккурат, египетская пирамида, ступенчатая пирамида в
доколумбовой Америке, буддийская пагода).
Поскольку первоначально места отправления культа связывались с ландшафтами,
сочетавшими холм, дерево, воду и камень, структура храма в различных традициях
представляет символический синтез четырех элементов: в христианстве, например,
интерьер церкви включает алтарь – возвышение, деревянный крест, купель с водой и каменный престол.
В индуизме храмы было принято воздвигать в особых местах, которые попадали под
категорию «шубха» (благоприятное, красивое место, непременно находящееся возле
воды), так как иначе боги их посещать не будут. Однако храмы вовсе не
обязательно сооружаются в соответствии с ландшафтом, так как иерофания, явление
священного – это внезапное вторжение, разрыв в цепи вещей и событий. Считается,
что в верхней части храма должно быть отверстие, которое обеспечивает сообщение
с богами. Храм рассматривается как видимый образ космического истока, а место,
где он располагается, считается центром мира. Его внешний облик должен создавать
атмосферу, соответствующую предвкушению контакта с божественным.
Процесс возведения храма – это реконструкция и реинтеграция единства Пуруши и Праджапати,
обеспечивающая продолжение их созидательной деятельности; а законченное
святилище – символ вселенной, которая представляет собой их явленное единство.
Жертвователь (то есть человек, заплативший за строительство храма), принимает
участие в процессе этой реинтеграции; уединившись в небольшом покое, с
многозначительным названием гарбха, лоно, он переживает духовное перерождение,
гарбхаграху, посредством достигаемого медитацией контакта с богом, присутствие
которого олицетворено символом либо священным образом Бога. Этот покой
расположен в центре храма (который сам есть центр вселенной); там помещаются
различные сакральные символы.
Во-первых, это особый ритуальный сосуд, символическое средоточие шакти (производящей энергии космоса),
отождествляемой с богиней-матерью. Во-вторых, это изображения цветка лотоса и черепахи (выполненные из
камня, серебра и золота, которые символизируют, соответственно, землю, атмосферу
и небо). Черепаха – это воплощение (аватара) Вишну, удерживающего космическую
гору; лотос – символ развертывания созидательного начала в мире. Вертикальный
полый столп (отождествляемый с мировой осью), связывающий все части строения,
соответствует мистическому столпу в теле верующего, по которому поднимается душа
для воссоединения с Абсолютом.
Строительство индуистских храмов было кодифицировано в «Шильпа-шастрах»
(ремесленных руководствах); в них за каждым элементом храмовой конструкции
закреплялось особое символическое значение космического плана. Идея соответствия
(бандху) микрокосма и макрокосма в индуизме выражена достаточно ярко и ведет
отсчет еще с ведических времен. В ее рамках осуществлялось и возведение
средневековых храмов, которые были призваны представить зеркальное отражение
структуры вселенной: четырехуровневые квадратные галереи и небеса-крыша (этот
тип индуистского святилища подобен вавилонскому зиккурату).
Храм также отождествляется с мировой горой Меру, в некоторой степени он и напоминает гору. В буддизме
основным видом святилища является ступа, выступающая в качестве символа нирваны.
Христианские соборы в большей мере соотносятся не с макрокосмом, а с
микрокосмом, они выражают скорее преображение человеческой формы, нежели
противопоставление небесного и земного, сакрального и профанного – хотя это их
значение ни в коем случае нельзя игнорировать. Человеческая фигура передается
посредством таких архитектурный элементов, как апсида (символизирующая голову),
трансепты (руки), главный и боковой нефы (туловище) и алтарь (сердце). В
готическом храме акцентируется устремленность вверх, в его структуре
вертикальной оси отводится особое значение. Гонорий Августодунский, рассуждая о
символике двух главных типов христианских храмов, подчеркивает, что используемые
в их основе круг и крест – это образы совершенства; в то же время крест
выступает как образ четырех направлений пространства и олицетворение микрокосма.
В православной традиции одна из основных форм храмовой архитектуры обязана своим
возникновением храму святой Софии в Константинополе, возведенному в 6 веке: над классической
раннехристианской базиликой возвышается огромный круглый купол, который
символизирует схождение небес на землю, то есть сущность таинства евхаристии.
Возникшая в более поздний период система иконостаса (перегородки, отделявшей
алтарь от остального пространства) отражала идею рая; царские врата
(двустворчатая дверь в иконостасе), отворявшиеся в определенные дни, как бы
открывают путь к бессмертию.