Символы Знаки Сигилы Талисманы Обереги Геральдика Мандалы История
Энциклопедия Символы и Знаки
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Астрология. Символика и история.


Клавдий Птолемей
Клавдий Птолемей

Мишель Нострадамус
Мишель Нострадамус

Иоганн Батист Морэн
Иоганн Батист Морэн

Оже Феррье
Оже Феррье

Парацельс
Парацельс

Астрологическая анатомия Манускрипт 15-го века
Астрология человека
Манускрипт 15 века
Братья Лимбурги
Музей Конде
Шантильи
Франция

Зодиак
Знаки зодиака

Астрология — это древняя система символов, основанная на интерпретации планетарных и звездных конфигураций. Египетская, индусская, греческая, римская и др. мифологии донесли до нас хорошо разработанные пласты астрологических представлений. На санскрите астрология называется йотишей (от йотис - свет). В ней видели как фактор небесного влияния на земные события, так и средство познания человека. Она строится на системе планетарных аналогий. Зодиакальный пояс, по которому двигались солнце, луна и другие планеты относительно звезд, был разделен на 12 арок, каждая в 30 градусов, в соответствии с определенным знаком зодиака.

Еще в глубокой древности было обнаружено, что люди делятся на 12 категорий, характеры и судьбы которых управляются звездами и созвездиями, влиятельными в период их рождения. Так возникла идея гороскопов, по которым судьба человека определялась по дню и часу их рождения, а также по другим факторам, и эта фаталистическая идея влиятельна и по сей день. 12 знаков Зодиака разделены на четыре группы, связанные с определенными элементами - огонь, вода, земля, воздух. Знаки огня (Овен, Лев, Стрелец) соответствуют человеку горячему, воспламеняющему все вокруг, управляющему волей других; знаки воды (Рак, Скорпион, Рыбы) соответствуют человеку эмоциональному и интуитивному; знаки воздуха (Близнецы, Весы, Водолей) характеризуют интеллект и логику; и, наконец, знаки земли (Телец, Дева, Козерог) соответствуют людям осторожным, расчетливым и надежным. Считается также, что знаки огня и воздуха экстравертам, а знаки земли и воды интравертны. Далее, знаки по силе выражения в них их специфического признака делятся на три группы: слабые (Стрелец, Рыбы, Близнецы, Дева), средние (Лев, Скорпион, Водолей, Телец) и сильные (Овен, Рак, Весы, Козерог). Знаки делятся и на шесть пар противоположных или полярных знаков: известны две основные группы знаков Зодиака: северные, или командные знаки и южные, или подчиненные. Знаки делятся на мужские и женские, на дневные (мужские) и ночные (женские), фиксируют животные качества (Бык, Лев) или несут в себе человеческие характеристики. Козерог, который наделен обликом кентавра обычно имеет человеческую характеристику. Поскольку планеты (а их вместе с Солнцем и Луной насчитывается 10) в своем движении проходят через различные созвездия и при этом они оказывают решающее влияние на судьбы людей, каждая планета ассоциируется с божеством и «управляет» одним или больше созвездиями. Наконец, планеты могут «работать» в союзе друг с другом или в противодействии друг другу.

Происхождение астрологии теряется в веках. Предполагается, что родиной астрологии была Месопотамия и что оттуда она распространилась в другие страны. В Вавилоне за 4000 лет до нашей эры было составлено наименование дней недели по названиям планет. Египтяне утверждали, что получили искусство читать звезды от «владык звезд» - жрецов, которых они называли халдеями. Происхождение астрологии связывают с Гермесом Трисмегистом, или даже с богом мудрости Тотом, с именем которого ассоциируется ряд глубочайших откровений теологического и природного порядка. В Риме - это был Меркурий - вестник богов. По свидетельству Диодора Сицилийского, точные астрологические таблицы движения небесных светил существовали в Египте за 3000 лет до нашей эры. Египтяне и халдеи считаются одними из самых древних астрологов. Фивы в Египте, как и Месопотамия, претендовали быть родиной астрологии. Наименования созвездий северного полушария, известные нам сегодня, были систематизированы в Египте значительно позже астрономом и астрологом Клавдием Птолемеем - представителем Александрийской школы - в знаменитом руководстве по астрологии «Тетрабиблосе» (II век). Одна из книг, входящих в этот труд разрабатывает основы восходящей к Вавилону астроэтнографии, согласно которой небесные светила связывались с определенными странами.

В Европе астрология была известна за 6700 лет до нашей эры, когда, по преданиям, кельтский жрец Рам придумал изображения знаков Зодиака. Астрология была распространена в древней Индии, Китае, Тибете, а также на Ближнем Востоке, в Персии, у израильтян, у арабов. В Греции астрология расцвела в эллинистическую эпоху. Греки обладали картой звезд и планет и рассчитывали движение планет по небосводу. При Тиберии астрология расцвела в Риме, но при Августе все астрологи были изгнаны из Рима и астрологическая практика стала наказываться. Вернулась в Рим при Юлиане Отступнике (331-363 годы), покровительствовавшем митраизму с его развитой системой астрологических представлений. Юлиан придерживался митраистских идей об управлении определенным аспектом личности со стороны определенной планеты: так, интеллект управлялся Солнцем, Луна - темным воображением, любовные желания - Венерой, Марс управлял воинственностью, Юпитер - амбициями, Меркурий - предприимчивостью, Сатурн вызывал подавленность и угнетенность. Вителиус и Домициан возобновили эдикт Августа о запрещении астрологии. После века Антонинов и работ Ценсоринуса до VIII века она практически была изгнана из Рима.

Астрология была вытеснена с ведущих мест в западном христианстве, в то время как византийское христианство было вполне лояльно к астрологии, и составление гороскопов процветало в Византии. Она сохранилась в отдельных группах христиан как аспект математического знания. Гностики, признавая ее как посредницу между земной и небесной мудростью, строили свои системы на преодолении развиваемой ею системы детерминизма и на противостоянии гравитации звезд.



Плотин (205 г.) вернул интерес к астрологии, дав ей не причинную, а опознавательную силу и обозначив основную причину событий в человеческой душе, инспирируемой «великим животворящим духом», который проявляется через небесные знамения. В IV веке Юлиус Фирмикус Матернус рассматривал человеческую душу как искру Божественного ума, проявленного также и в звездах. Он считал астролога посредником между человеческими душами и небесными телами.

Синезиус из Кирены рассматривал изучение астрологии как подготовку к изучению теологии. Подобно Эмпедоклу, он говорил о законе симпатии, царящем во Вселенной и считал причину повторения событий в истории в возвращении звезд на их первоначальные позиции. Августин боролся с астрологией как источником детерминизма и опасностью для свободы воли.

Фарнезский атлас
Фарнезский астрологический атлас

Дальнейший расцвет астрологии был связан с мусульманским миром. В 827 году под покровительством Алмеймона был переведен на арабский язык трактат Птолемея Megale Syntaxis. В Багдаде при халифе Гаруне-аль-Рашиде жил известный арабский астролог Альбумазар, чьи книги свидетельствуют о влиянии египетской и греческой астрологических традиций. Альбумазар пробовал решить вопрос, поставленный неоплатониками: о взаимодействии между свободой воли и предопределенностью в человеческой судьбе. Захват Испании сделал ее центром мусульманской культуры, и древние знания астрологии в Х веке опять вернулись в Европу, сопровождаемые арабской математикой, античной философией и медициной. Расчеты и таблицы Птолемея были проверены и уточнены.



В конце Х века папа Сильвестр, получивший образование в Испании, устроил обсерваторию в своем дворце и явился проводником идей Пифагора о сферической Вселенной, образуемой семью сферами, вместо идеи плоской Земли, господствовавшей в средневековой Европе. В XII-XIV столетиях медицина, астрология и математика тесно сотрудничали. Средневековые медики считали, что определенные части тела, подвержены влиянию определенных планет. Травы и растения, которыми они лечили, зависели от определенного лунного цикла, равно как и от определенного астрологического знака. Методы лечения выбирались в зависимости от личного гороскопа. Пожалуй, не было ни одного ученого или общественного деятеля того времени, который сохранил бы свое безразличие в отношении астрологии. Ее приверженцами являлись Джордано Бруно, Джамбаттиста делла Порта, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Помпонацци, Галилей, Кеплер, Кардано, Парацельс, Мишель Нострадамус, Иоганн Батист Морэн, Оже Феррье, францисканец Роджер Бэкон, доминиканец Томмазо Кампанелла, придерживающийся ортодоксальных взглядов. и кардинал святой римской церкви Пьер д'Айли, верившие в зависимость смены культов и традиций на Земле от великих конъюнкций планет. "Звезды обладают способностью оказывать благотворное влияние на судьбу человека и помогать ему в его начинаниях", — писал Пьетро д'Абано астролог и врач, сведущий в физиогномии и умевший распознавать скрытый смысл в зримом.

Согласно Блаватской, астрология - это наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела. Она была составной частью мистерий со сложной системой трансцендентной метафизики. Титул Астронома давали на седьмой ступени прохождения великого астрологического посвящения после получения ступеней: Пастофора (кандидата на посвящение, несущего в процессиях погребальное ложе солнечных богов), Неокора (стража храма), Меланофора, Кистофора, Балахала (ступени Звездной Химии). Человек обучался глубинным смыслам мистических знаков Зодиака, воспроизводя их в танцах в виде хоровода, представляющего путь планет, известной аналогией чему является танец Кришны. После этого он получал крест Тау и становился Астрономом и целителем. С астрологией тесно связана алхимия, магия, физиогномика, хиромантия, и, прежде всего, искусство определения по звездам судьбы человека, которое называется апостелезматикой. Многовековые усилия наук дискредитировать астрологию привели к созданию разных метанаук, рассматривающих звезды и созвездия как коррелятивные энергетические системы, трактующие астрологию как науку о влиянии электромагнитных полей, солнечного и лунного «ветров» и т.п.

Астрологию называли также наукой о времени - она лежит в основе представлений о времени, систем хронологий: халдейской, египетской, христианской, мусульманской, буддийской и т.п. И.Аргуэлес и Л.Аргуэлес утверждают, что в противоположность искусственному грегорианскому календарю календарь майя, основанный на 13 месячном расчете по 28 дней в каждом месяце является гарантией оздоровления жизни на земле. Они выступают за хронологическую перестройку человечества, предполагая провести ее в четыре последних года XX столетия. Астрология часто использовалась как инструмент династического прогноза и евгенической культивации родов.
Было установлено, что планетные влияния в натальный период весьма существенны и, будучи умножены в цепи поколений, дают весьма точные результаты. Многие важные политические решения в современном мире продолжают основываться на астрологических расчетах и предсказаниях.










Ориас Демон


Сибилла Образ


Дионис Образ



Гоетия | Карта | Источники | О проекте | Поиск

«Энциклопедия Символы и Знаки» Copyright 2007-2017 © Small Bay Ltd