Обереги разделяются на вещественные (предметные), символические и словесные
(заговоры). В число оберегов входят разнообразные амулеты и талисманы. Есть обереги от порчи,
сглаза, болезней и т.д. Оберегами могут быть самые разнообразные предметы – огонь, уж,
ласточка, аист, камни, рога животных, соль, обувь (лапти и пр.), сеть, подкова,
цветные ленточки, волчьи зубы, разные травы. У диких и варварских народов
существует множество разных оберегов для людей, жилища, домашнего скота. В древности и в
средние века у культурных народов было множество оберегов; в старинных памятниках они
известны под названиями charateres, servatoria, amuleta, brevia, inscriptiones,
scripturae, precationes, ligaturae, filacterii.
Обереги носили на шее, держали в домах, клали в садах и на полях. Одним из наиболее распространенных оберегов
является вылизывание младенцев (мать или нянька вылизывает накрест лицо ребенка); обычай этот встречается в
Малороссии и Великороссии, у южных и западных славян, у кавказских горских
евреев, был в ходу в древней Греции и в Риме. Из встречающихся и ныне у
европейских народов оберегов в особенности интересны и широко распространены: подкова
(преимущественно у торгового сословия), итальянские "cornicelli" (маленькие рога) и различного рода ладанки.
Амулет – предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий.
Латинское слово amuletum означает апотропей, то есть оберег. Стремление человека обезопасить себя от неудач,
болезней и зла является столь же древним, как и сам человек. Со времен обитателей пещер амулет, предмет,
наделенный тайными магическими силами, выполняет роль защитника человека. По представлениям древнего человека,
на его жизнь влияют невидимые добрые и злые силы.
Молитвы, жертвоприношения и дары заставляют добрых духов даровать людям блага;
амулеты не дают возможности злым духам лишить человека этих благ. Амулет – вещица,
снабженная известными фигурами, знаками или надписью, например, камень, металл и т.д.; его
носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других
несчастий. Впервые амулеты упоминаются у Плиния и означают средство против яда.
Ученые предполагают две версии происхождения слова амулет: по одному мнению
оно происходит от латинских слов (amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому,
более основательному – арабского (hamala, носить), и перешло к нам как и
выражающее то же понятие слово «талисман», от арабов.
Древние египтяне, ассирийцы, вавилоняне, арабы и евреи считали амулеты очень важными предметами.
Египтяне использовали амулеты во всех случаях жизни. Амулет в форме лягушки
обеспечивал плодородие; анхи были связаны с продолжением жизни и
преемственностью поколений; удъят, или глаз, даровал хорошее здоровье, комфорт и
защиту от всего дурного; жук-скарабей являлся символом воскресения после смерти
и защищал от вредоносной магии. Некоторые египетские амулеты имели огромные
размеры: скарабей из Карнака (хранится в Британском Музее) имеет пять футов
в длину, три фута в ширину и весит более двух тонн. Ассирийцы и вавилоняне
использовали в качестве амулетов цилиндрические печати,
в которые вставляли полудрагоценные и драгоценные камни, каждый из которых обладал
своей собственной, уникальной магической способностью.
Евреи носили полумесяцы для защиты от сглаза и привязывали к одежде
колокольчики для защиты от злых духов. Ветхий завет строжайшим образом запретил
употребление таких волшебных средств, но все-таки у евреев, как наследие
язычества, встречаются амулеты – обереги в виде украшений для отражения невзгод:
таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие XXXV, 4) и
зарывает; небольшие луны, которыми восточные женщины обвешивают себя, и т.д.
Цицит же и Тефилим, то есть кожаные квадратики с библейскими изречениями на
пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не
должны быть причисляемы к амулетам, так как их назначение напоминать о заповедях Божьих.
У греков такое симпатическое предохранительное средство,
как оберег, называлось вообще филактерион и надевалось ребенку тотчас при рождении.
В большом почете находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был
у римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного
материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные
вещества, которые по древнеиталийскому обычаю заключались в футлярчики (bulla) и
носились на шнурках на шее. В древнем христианстве должны быть строго отличаемы
от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и
медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклянные рыбы с ушками для навешивания,
которые, так как слово ίχθύς, то есть рыба заключает в себе начальные буквы
греческих слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», принадлежат к чисто христианским символам.
Суеверные волшебные средства, такие как амулеты, обереги
и талисманы, были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были или
греко-римского происхождения, или восточного, особенно же иyдейско-каббалистического, например, так называемые абраксас-амулеты Василидиянцев
и других гностических сект XI века, замечательные монеты с
изображением и надписью Александра Македонского и т. п. Часто носили еще куски пергамента, с написанными на них начальными стихами
Евангелия Иоанна, как предохранительное средство от болезней и несчастий.
Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею, церковь постоянно
боролась против остатков языческого суеверия и, наконец, употребление амулетов
вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе IV века, Григорием II в 721 году и при Карле Великом в Туре.
На Востоке амулеты находятся во всеобщем употреблении, очень часто используются в Италии,
особенно против так называемого дурного глаза. Два символа, применяемые в качестве
амулетов, встречаются практически на всем протяжении истории: это символические
глаза и символические фаллосы. Глаза защищают от злых духов; их можно встретить
на многих могилах, стенах, посуде и драгоценностях. Фаллический символ,
изображаемый в виде рога или руки, защищает от дурного глаза. Написанные на
амулетах имена бога или богов, дающие им силу, известны с древних времен;
особенно это было популярно с эпохи Ренессанса и вплоть до начала 20-го века,
когда для магов специально писались колдовские книги, содержащие специальные инструкции по нанесению этих надписей.
В магии использование имени божества считается прямым подключением к божественной энергии. Для обозначения личного
имени Бога в Ветхом Завете иудеи использовали слово из четырех букв, называемое
тетраграмматон, которое читается как "Яхве". Это имя использовали в
разнообразных надписях на многих амулетах и талисманах, чтобы помочь магам
изгнать демонов и защитить их самих от нападений духов.
Талисман (от позднегреческого слова telesma – посвящение, чары), предмет, который,
по суеверным представлениям, приносит счастье, удачу. Служит также оберегом.