Энциклопедия Символы и Знаки
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Обереги и талисманы. История амулетов.


Обереги разделяются на вещественные (предметные), символические и словесные (заговоры). В число оберегов входят разнообразные амулеты и талисманы. Есть обереги от порчи, сглаза, болезней и т. д. Оберегами могут быть самые разнообразные предметы — огонь, уж, ласточка, аист, камни, рога животных, соль, обувь (лапти и пр.), сеть, подкова, цветные ленточки, волчьи зубы, разные травы. У диких и варварских народов существует множество разных оберегов для людей, жилища, домашнего скота. В древности и в средние века у культурных народов было множество оберегов; в старинных памятниках они известны под названиями charateres, servatoria, amuleta, brevia, inscriptiones, scripturae, precationes, ligaturae, filacterii.

Обереги носили на шее, держали в домах, клали в садах и на полях. Одним из наиболее распространенных оберегов является вылизывание младенцев (мать или нянька вылизывает накрест лицо ребенка); обычай этот встречается в Малороссии и Великороссии, у южных и западных славян, у кавказских горских евреев, был в ходу в древней Греции и в Риме. Из встречающихся и ныне у европейских народов оберегов в особенности интересны и широко распространены: подкова (преимущественно у торгового сословия), итальянские "cornicelli" (маленькие рога) и различного рода ладанки.

Амулет (от лат. amuletum) (апотропей, оберег), предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий. Стремление человека обезопасить себя от неудач, болезней и зла является столь же древним, как и сам человек. Со времен обитателей пещер амулет, предмет, наделенный тайными магическими силами, выполняет роль защитника человека. По представлениям древнего человека, на его жизнь влияют невидимые добрые и злые силы.

Молитвы, жертвоприношения и дары заставляют добрых духов даровать людям блага; амулеты не дают возможности злым духам лишить человека этих благ. Амулет — вещица, снабженная известными фигурами, знаками или надписью, например, камень, металл и т. д.; его носят обыкновенно на шее для предохранения от болезней, чар, ран и других несчастий. Впервые амулеты упоминаются у Плиния и означают средство против яда. Ученые предполагают две версии происхождения слова амулет: по одному мнению оно происходит от латинских слов (amoliri, scil. fascinum, отражение чар), по другому, более основательному — арабского (hamala, носить), и перешло к нам как и выражающее то же понятие слово «талисман», от арабов.

Амулет жезл Кадуцей Амулет гептада тайного общества Магический амулет Блаватской
Амулет жезл Кадуцей
Храм "Утренней Звезды"
Амулет гептада тайного
общества "Золотой Рассвет"
Магический амулет Е.П.Блаватской
и Теософического общества

Древние египтяне, ассирийцы, вавилоняне, арабы и евреи считали амулеты очень важными предметами. Египтяне использовали амулеты во всех случаях жизни. Амулет в форме лягушки обеспечивал плодородие; анхи были связаны с продолжением жизни и преемственностью поколений; удъят, или глаз, даровал хорошее здоровье, комфорт и защиту от всего дурного; жук-скарабей являлся символом воскресения после смерти и защищал от вредоносной магии. Некоторые египетские амулеты имели огромные размеры: скарабей из Карнака (хранится в Британском Музее) имеет пять футов в длину, три фута в ширину и весит более двух тонн. Ассирийцы и вавилоняне использовали в качестве амулетов цилиндрические печати, в которые вставляли полудрагоценные и драгоценные камни, каждый из которых обладал своей собственной, уникальной магической способностью.



Евреи носили полумесяцы для защиты от сглаза и привязывали к одежде колокольчики для защиты от злых духов. Ветхий завет строжайшим образом запретил употребление таких волшебных средств, но все-таки у евреев, как наследие язычества, встречаются амулеты - обереги в виде украшений для отражения невзгод: таковы серьги, которые Яков отнимает у своих домашних (Бытие XXXV, 4) и зарывает; небольшие луны, которыми восточные женщины обвешивают себя, и т. д. Цицит же и Тефилим, то есть кожаные квадратики с библейскими изречениями на пергаменте или бумаге, которые евреи возлагают на себя во время молитвы, не должны быть причисляемы к амулетам, так как их назначение напоминать о заповедях Божьих.

У греков такое симпатическое предохранительное средство, как оберег, называлось вообще филактерион и надевалось ребенку тотчас при рождении. В большом почете находился и аметист, который носили в перстнях. Тот же обычай был у римлян, которые употребляли для этого плитки разных форм из различного материала с загадочными знаками или изречениями, также и другие разнообразные вещества, которые по древнеиталийскому обычаю заключались в футлярчики (bulla) и носились на шнурках на шее. В древнем христианстве должны быть строго отличаемы от амулетов дозволенные церковью енколпии (нагрудные кресты), филактерии и медали (Agnus Dei); также бронзовые или стеклянные рыбы с ушками для навешивания, которые, так как слово ίχθύς, то есть рыба заключает в себе начальные буквы греческих слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», принадлежат к чисто христианским символам.

Суеверные волшебные средства, такие как амулеты, обереги и талисманы, были всегда запрещаемы, однако они перешли из язычества и в христианство, причем они были или греко-римского происхождения, или восточного, особенно же иyдейско-каббалистического, например, так называемые абраксас-амулеты Василидиянцев и других гностических сект XI века, замечательные монеты с изображением и надписью Александра Македонского и т. п. Часто носили еще куски пергамента, с написанными на них начальными стихами Евангелия Иоанна, как предохранительное средство от болезней и несчастий. Благословляя верующих ограждать себя христианскою святынею, церковь постоянно боролась против остатков языческого суеверия и, наконец, употребление амулетов вообще было торжественно осуждено на Лаодикийском соборе IV века, Григорием II в 721 году и при Карле Великом в Туре.

На Востоке амулеты находятся во всеобщем употреблении, очень часто используются в Италии, особенно против так называемого дурного глаза. Два символа, применяемые в качестве амулетов, встречаются практически на всем протяжении истории: это символические глаза и символические фаллосы. Глаза защищают от злых духов; их можно встретить на многих могилах, стенах, посуде и драгоценностях. Фаллический символ, изображаемый в виде рога или руки, защищает от дурного глаза. Написанные на амулетах имена бога или богов, дающие им силу, известны с древних времен; особенно это было популярно с эпохи Ренессанса и вплоть до начала 20-го века, когда для магов специально писались колдовские книги, содержащие специальные инструкции по нанесению этих надписей.

В магии использование имени божества считается прямым подключением к божественной энергии. Для обозначения личного имени Бога в Ветхом Завете иудеи использовали слово из четырех букв, называемое тетраграмматон, которое читается как "Яхве". Это имя использовали в разнообразных надписях на многих амулетах и талисманах, чтобы помочь магам изгнать демонов и защитить их самих от нападений духов. Талисман (от позднегреч. telesma — посвящение, чары), предмет, который, по суеверным представлениям, приносит счастье, удачу. Служит также оберегом.










«Энциклопедия Символы и Знаки»   Copyright 2007-2017 © Small Bay Ltd