Энциклопедия Символы и Знаки

Зеркало

Образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности. Мотив отражения, составляющий основное содержание образа, оказывается представленным в космогонии и космологии: Бог творит мир, чтобы видеть в нем свое отражение; мир – это отражение божества, нетождественное ему, но все же являющееся его подобием, образом. Зеркало связано с комплексом вода – луна – женщина. Подобно воде, оно является отражающей поверхностью (в которой можно увидеть образы неведомого). Поскольку оно лишь отражает облики других предметов, не обладая своим, зеркало подобно луне, которая отражает солнечный свет, лишенная собственного; его природа переменчива – оно то «населено», то пустынно, что отсылает нас к лунной и женской символике. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием, мышлением, выступающими инструментами самопознания и отражения универсума; понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало. Воображение, как порождение образов мира, также находит свое олицетворение в зеркале.

Венера с зеркалом
Тициан
Венера с зеркалом
Молодая женщина с зеркалом
Художник Джованни Беллини
Обнаженная молодая женщина с зеркалом

Отражение человека в зеркале почиталось у некоторых народов как вместилище души; по этой причине люди, не отражающиеся в зеркале, считались проклятыми, продавшими душу дьяволу. В фольклоре оно обычно наделяется магическими свойствами. Иногда зеркало воспринимают как дверь в другой, потусторонний мир. Согласно одной китайской легенде, приводимой Борхесом, в давние времена мир зеркал и мир людей не были разобщены и через зеркала можно было проходить туда и обратно. Однажды обитатели зеркального царства, отличные в своем облике от людей, попытались захватить этот мир, но их удалось прогнать и заточить в зеркалах; они были лишены собственного облика и обречены повторять все действия людей. Однако пройдя время, и они выйдут из заточения и заполонят землю, Сходное представление легло в основу сюжета повести Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

В различных традициях актуализируется мистическая связь зеркального образа и его объекта. Кроме того, с зеркалом связывается способность концентрировать, сохранять и трансформировать энергию, духовную силу (первые зеркала люди изготавливали из металлов – бронзы, меди, – символику которых частично унаследовали); это представление обусловило возникновение множества обычаев и примет. Так, например, считается, что разбитое зеркало предвещает несчастье, что в доме, где находится покойник, следует закрывать зеркала. Зеркало также нередко используется в магических практиках (в частности, для общения с духами) и по приписываемым ему способностям сходно с хрустальным шаром для гаданий.

В индийской традиции зеркало считается символом истины. «Зеркало кармы» является атрибутом судьи загробного мира Дхармараджи («царь закона»), в нем отражаются поступки умерших. В Японии зеркала являлись символом и образом божества и помещались в синтоистских храмах; как считалось, они выступают посредниками в общении с богами. Также зеркало – один из атрибутов священной власти императора, символизирующий чистоту. В японской буддийской традиции возник обычай класть бронзовое зеркало возле головы умершего, чтобы предохранить его душу от действия сил зла (с аналогичной целью медное зеркало клали под голову покойника в доэллинистическом Египте). В Древнем Китае зеркало связывается с числом 8 как знаменующим божественное совершенство и является символом знания, отваги, милосердия; ручные зеркала, в частности, являются символами истины. В Китае верили, что зеркалам присуща способность содействовать в супружеском счастье, а также защищать от влияния вредоносных сил. Кроме того, зеркала являлись принадлежностью загробного суда, а также атрибутами китайского божества молнии, которое, сводя и разводя их, вызывало молнию. «Энергетические» функции зеркала нашли применение в китайском искусстве дизайна и интерьера фэн-шуй.

В средневековой Европе зеркало, с одной стороны, воспринималось резко негативно в качестве предмета роскоши, атрибута тщеславия, самолюбования, а также образа безумия; однако в то же время оно рассматривалось как символ созерцания, самопознания и истины и в этом своем значении уподоблялось глазу. В этот период создаются многочисленные «зерцала», особая разновидность дидактических сочинений (к примеру, «Великое зерцало» Винсента из Бове). Природа толковалась как зеркало божественного замысла; зеркало также выступает символом слова Божьего. В иконографии оно изображалось в руках Девы Марии, которая, таким образом, показывается как бы отражающей божественный свет Христа; кроме того, оно символизировало чистоту и непорочность богоматери.
В суфизме образ зеркала, которое отражает различные объекты, но само сохраняет свою природу, использовался для иллюстрации идеи единства и многообразия универсума. Также двум зеркалам, отражающим друг друга, уподоблялись мир и Аллах.

Негативный аспект образа обусловлен его связью двойничеством, удвоением реальности, его способностью «умножать сущее», и Борхес называет зеркала «отвратительными», наряду с совокуплениями (пример обычного отрицания множественного в символической традиции). Также зеркало определяется как порождающее искажения (кривые зеркала), аберрации: отражение не совпадает с образом, недостоверно либо поверхностно и неполно. Земное существование предстает как неподлинное отражение абсолютного бытия, как его искаженный зеркальный образ.

Одна из древнейших форм гадания – это кристалломантия, или гадание на зеркалах, которое осуществляется с помощью волшебного зеркала. Считалось, что такими зеркалами пользовались маги Персии, а также древние греки и римляне. В Древней Греции ведьмы Тессаля писали свои предсказания человеческой кровью на зеркалах. Тессалийские ведьмы предположительно учили Пифагора, как гадать на волшебном зеркале, если держать его, направив на Луну. Римлян, которые умели читать по зеркалам, называли "спекулариями". В примитивных обществах верили и до сих пор верят, что зеркала отражают душу и их надо защищать, иначе душа погибнет. Эти страхи перешли в суеверные обычаи, как, например, занавешивание зеркал после смерти, чтобы не дать призраку только что умершего человека забрать с собой души живущих. Сюда же относится обычай выносить из комнаты больного зеркала, поскольку во время болезни душа более уязвима. Согласно другому суеверию, если кто-то ночью смотрит в зеркало, он может увидеть дьявола. В русском фольклоре зеркала – изобретение дьявола, которое обладает силой вытягивать души из тел. Ацтеки использовали похожие на зеркала поверхности, чтобы держать на расстоянии колдунов. Перед порогом дома они помещали миску с водой и ножом. А по другому поверью, у ведьм не было души и они поэтому так же, как вампиры, не отражались в зеркалах. Средневековые волшебники и маги эпохи Возрождения часто использовали для ворожбы зеркала, миски с водой, отполированные камни и кристаллы, с помощью которых они заглядывали в прошлое, настоящее и будущее. Джон Ди, английский придворный волшебник XVI века, пользовался хрустальным яйцом и зеркалом, сделанным из полированного черного обсидиана, как говорили, привезенного из Мексики Кортесом.

Зеркалами также пользовался Калиостро, равно как и Агриппа. Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя. Средневековый алхимик Альберт Великий записал формулу изготовления магического зеркала: "Купите обычное зеркало и напишите на нем "S.Solam S.Tattler S. Echogordner Gematur". Закопайте его на перепутье в нечетный час. На третий день идите к этому же месту в то же время и выкопайте, однако вам нельзя первому глядеться в это зеркало". Альберт утверждал, что сначала надо дать посмотреться в зеркало кошке или собаке.