Основные принципы структурирования мира. С ними соотносятся другие фундаментальные принципы. Китайское учение о пяти основных элементах возникло во II тысячелетии до нашей эры. Это известные нам из европейских систем три элемента: вода, огонь, земля, а также дерево и металл.
Элементы
Число для воды – 1, она воплощает сущность глубины, ассоциируется с зимой и севером. Число огня – 2, он – знак высоты, ассоциируется с высотой, югом, летом. Дерево приравнивается к числу 3 и ассоциируется с востоком и весной. Металл приравнивается к числу 4, ассоциируется с осенью и западом. Земля выражается числом пять и является элементом-посредником.
Западные системы включают четыре элемента. Такова система элементов у Эмпедокла, известная нам: вода, воздух, огонь и земля. Аристотель добавил пятый элемент – эфир, светлый светящийся слой атмосферы, ближайшей к земле.
На основе четырех элементов строится система четырех темпераментов: вода связана с флегматиками, земля соотносится с меланхоликами, огонь – с холериками, воздух – с сангвиниками. Два активных элемента: огонь и воздух – соотносят с мужским принципом (ян), два пассивных принципа: вода и земля соотносятся с женским принципом (инь). Устанавливается соотношение между элементами и четырьмя возрастными периодами человека, а также с его органами и флюидами, с четырьмя периодами дня.
Металлы в алхимии. Важнейшие алхимические элементы и знаки.
В Китае даже четыре сезона соотносились с четырьмя элементами. С китайской системой установления соотношений во многом совпадает система Парацельса, где воздух соотносится с востоком, весной нутром. Огонь – с югом, летом, днем. Вода – с Западом, осенью, вечером. Земля – с севером, зимой, ночью. Система четырех элементов воспринималась также как ступени восхождения человека, рожденного как земля с постепенным очищением через ступени воды, воздуха и огня.
Во многих культурах элементы были персонифицированы. Индра выступает как бог неба, грозы, повелитель воздуха и правит востоком. Агни – бог огня и правит югом. Морской царь Варуна правит западом. У римлян бог огня Вулкан, бог воды – Нептун.
Алхимики работали с идеей философских элементов: соли, серы и ртути или Меркурия. Сера сгорает и превращается в пламя, улетучиваясь без остатка. Ее алхимический символ – крест и треугольник, обращенный острием вверх – знак огня. Другие знаки для серы в алхимии- буква S (первая буква латинского слова sulphur (сера), являющая собой форму спирали, или извивающейся змеи и молнии. Она бывает представлена пересечением двух спиралей, напоминающее собой свастику – символ движения – или знаком трезубца. Все эти знаки известны в алхимии как символы огня, языки которого направлены к небу.
В качестве второго основного алхимического элемента была соль. Это – субстрат, остающийся от выпаривания. Она изображается как окружность, разделенная линией или квадратом – знаком земли. Отношение между серой и солью даются как отношение между духом и материей.
Третий символ этой триады – ртуть, Меркурий. Это – знак души, соединяющей и объемлющей серу и соли, создавая живое взаимодействие между энергиями этих двух принципов. Для ртути используется тот же знак, что и в астрологии для Меркурия. Меркурий – главный агент в процессе круговорота взаимодействующих сил. Земная субстанция соли переходит в духовный мир с помощью Меркурия. Алхимический Меркурий уподобляется богу Гермесу. Понимание Меркурия использовалось для описания соотнесенности между духом и материей, полученных с помощью органов чувств. Огненный треугольник серы часто ассоциируется с птицей Феникс, которая сжигает себя под лучами солнца, чтобы появиться вновь обновленной и юной, и является для алхимика знаком завершения процесса.