Слово, с помощью которого, согласно Зогару, элохим образовали миры. Согласно Блаватской, одна из форм тайного имени Иао (греч.) – верховного бога финикийского пантеона. Физический и духовный свет, постижимый разумом (разновидность Логоса) – мужская сущность Мудрости. Идеальный солнечный свет. Известен как Иао Хебдомаи – по Иринею Лионскому – бог тайны у гностиков. Иао – греческий вариант еврейского Яхо – это тайное имя верховного божества. Его более поздняя форма – Я. Как Яхо это имя было известно также халдеям и обозначало Духовный Свет – вселенского атмана, нус – выражая обе формы Духа: разум демиурга - создателя Вселенной и Божественный Манас (разум) в человеке.
Яхо изображался как высшее постижимое существо, восседающее над семью небесами. Позднее стало
произносится как Яхве (IHVH, «Я есмь Сущий» – непроизносимое имя Бога в иудаизме).
Было открыто Моисею Богом, явившимся в неопалимой купине возле горы Хорив (Исх.
3,14), и когда Бог в облаке сошел к Моисею на горе Синай, он «провозгласил имя
Яхве» (Исх. 34, 5). Являет собой тетраграмматон, который шепотом передавался по
старшей линии первосвященников. С III века до нашей эры вместо него было разрешено
произносить Адонай («Господь»). Успенский дает другое написание этого имени: как
IHYH. и объясняет I как активное начало, Н как пассивное начало – как не – Я. В Y он видит выражение формы, как
равновесие противоположностей, а во втором Н – результат или скрытую энергию.
Этот тетраграмматон лежит в основе всего, то есть каждая вещь состоит из Божьего имени. В VII веке нашей эры гласные слова Адрнай легли в основу прочтения тетраграмматона как Иегова. Промежуточный вариант его – Иа или Иакх (Вакх) – было священным возгласом во время Элевсинских мистерий. Древнее элевсинское божество – одна из ипостасей Диониса Загрея, иногда отождествляется с Дионисом и Вакхом. По разным версиям считается то сыном Деметры, то Персефоны, то Диониса. Иногда рассматривается как супруг Деметры.
Имя Иао, состоящее из трех букв, было у евреев тайным, как и у финикийцев. Это был, согласно Диодору, Бог Моисея. Иахо было священным словом в египетских мистериях и означало единое, вечное и сокрытое в природе и человеке божество. Цитируя Фюрста, Блаватская называет этот сокрытый общий Божественный принцип «Божественной мыслеосновой» и человеческим манасом, или высшим Эго. Согласно Аристотелю, древние арабы изображали Иакха (Иаха) в виде коня Солнца (Диониса), следовавшего за колесницей, на которой восседал бог небес Ахура Мазда. У современного мистика последователя Адвайта-Веданты Раманы Махарши медитация на тему «кто есть я?» («вичара» – вопрошание) является главным способом отождествления с Атманом.