Подобно музыке с ее ритмической структурой, танец выступает как символ миросозидания. Ритмичному движению приписывают императивные функции, действующие в космическом масштабе; оно также подразумевает накопление и концентрацию силы или высвобождение излишней энергии.
Танец
В Древнем Египте после захоронения умершего исполнялся особый танец, что должно было обеспечить жизненной силой умершего. Танец корибантов, спутников Великой матери богов, как считалось, излечивал психические расстройства. В шаманских традициях демонстрируется несомненная связь ритмичного танца под бубен с состоянием транса.
Танец дает ощущение приобщения к божественному и трансформирует танцующего в имитируемые им объекты (по этой причине в танцах нередко используются маски). У многих народов танцы являются предварительным символическим воспроизведением каких-либо событий(сбора урожая, битвы), осуществляемым с целью обеспечить благоприятный исход последних.
Музыканты и танцовщицы сопровождают ритуальные процессии для того, чтобы изгнать из скота демонов холеры и чумы. Различные религиозные представления облекаются в форму наделенных символическим значением жестов и движений танца. Танец является одной из древнейших форм магии.
Парный танец может рассматриваться как символ священного брака; соединенные руки партнеров подразумевают скрепляющие их узы. Танцы в кругу наделяются выраженной космической символикой и по своей функции связан с защитой и ограждением.
В индуизме образ Шивы – царя плясунов (натараджа) фиксирует проявления созидательной и разрушительной энергии бога. В соответствии с учением, танец Шивы воплощает единство пространства и времени внутри эволюции, символизирует ритмическую организацию вселенной. Он также воплощает пять видов деятельности бога: во-первых, Шива творит вселенную (символом чего является барабан в одной из его правых рук); во-вторых, поддерживает ее существование (жест второй правой руки, абхайя-мудра).
В третьих, повергает ее в прах (язык пламени, удерживаемый в одной из левых рук); далее он дает освобождение, мокшу (приподнятая над землей нога, на которую указывают вторая левая рука); и наконец, облегчает участь связанных цепью сансары душ (другая нога, стоящая на земле). Шива окружен пламенем, которое предстает как олицетворение вечной энергии, циркулирующей в космосе.
Богат символикой также ритуальный танец суфиев. Танцующие располагаются двумя полукружьями (одно из них символизирует процесс инволюции душ в материю, другое – их эволюцию к Богу); шейх, вступающий в танец позднее других, – это солнце, посредник между небом и землей; само помещение символизирует космос.