Энциклопедия Символы и Знаки

Сефирот

Слово Сефирот – множественное число от Сефира – производят от Сефер (Книги) и Миспар (число). Некоторые предполагают, что оно родственно словам Сфера, Цифра или Сапфир. Дерево Жизни – взаимосвязанность десяти сфер (сефирот), которые представляют центральную организационную систему еврейской каббалистической традиции. Дерево жизни, как полагают, является картой вселенной и человеческой души.

Сефирот Дерево жизни
Сефирот Дерево жизни иудеев
Адам Кадмон как Древо Жизни Сефирот
Адам Кадмон как Древо Жизни Сефирот

Древо Сефирот олицетворяет вышнего Человека, в котором противоположные тенденции правой и левой руки уравновешены средней линией. Кетер находится вне этого Человека. Она недоступна для любой другой Сефиры.

Кетер содержит в себе целиком весь остальной мир, и ее изображение на схеме – лишь намек на то, что именно в силу этой высочайшей Сефиры достигается мировая гармония. Древо Сефирот или Древо Жизни венчается Кетер, остальные аспекты распределяются по трем вертикальным линиям. Актуально вместо Кетер в Древе присутствует Сефира под названием Даат (Познание).

Названия десяти сефирот:
1. Кетер (Корона)
2. Хокма (Мудрость)
3. Бина (Разум)
4. Хесед (Милость)
5. Гебура (Строгость или Сила)
6. Тиферет (Красота, Великолепие)
7. Нецах (Победа или Вечность)
8. Ход (Величие, Сияние, Признание)
9. Йесод (Основа, Фундамент)
10. Малкут (Царство, Королевство).

Десять начальных чисел как фундаментальные свойства Бога, как уровни, через которые течет божественная жизнь, стадии божественной эманации, согласно каббале. Имена сефирот отражают различные модусы божественной манифестации.

Первая сефирота – это пневма, дух живого Бога, из которого выходит изначальный воздух (вторая сефирота). Из него, в свою очередь, происходят вода и огонь, третья и четвертая из сефирот. Последние шесть сефирот символизируют направления пространства. Десять сефирот представляются в виде дерева или человека (см. Адам Кадмон).

Примечание. Сиф (это еврейское слово означает "положение", "основание", "утверждение"; Бытие, IV, 25; V, 3) – третий сын Адама, родился в 130 году от сотворения мира и человека (Бытие, V, 3). После того как вера в обещанного Спасителя потрясена была смертью Авеля и удалением Каина, Бог дал Адаму новый залог благодати своей в Сифе; в нем положено было основание новому благочестивому племени, противоположному потомкам Каина.

Для лучшего сохранения обетования об Избавителе и для утверждения благочестивой жизни Бог благословил Сифа и его потомков необыкновенным в настоящее время долголетием: жизнь их простиралась до девятисот лет и более. Сам Сиф жил 912 года. Предание приписывает Сифу изобретение букв. Он упоминается в родословии Иисуса Христа (Лука, III, 38).