Символ укрытия, вместилища, а также материнского лона (так, например, у италийцев пещеры были местами культа женских божеств). Может выступать как один из символов аида, преисподней.
Пещера
Пещера как нечто темное, безвидное, хаотичное, противопоставляется всему светлому, оформленному, упорядоченному. Зрение и разум в пещере вытесняются «низшими» чувствами, она есть олицетворение инстинктов, противостоящих разуму.
У Платона образ пещеры связывается с невежеством: люди, верящие в реальность чувственного мира, уподобляются обитателям пещеры, которые считают, что видимые ими тени вещей есть подлинная реальность.
Пещера одновременно предстает и как место рождения, и как могила, это лоно земли – начало и конец всякого бытия. Иногда она является воротами в нижний мир (с другой стороны, пещера, находящаяся на горе, становится входом в мир верхний). Пещера может рассматриваться в качестве образа опасности (поскольку это место обитания хтонических существ) и одновременно убежища от опасности. В средневековой живописи пещера символизировала человеческое сердце как духовный центр. Пещера Венеры, в которую навечно заключен Тангейзер, олицетворяет силу сладострастия и, как результат, смерть.