Охота создает образ преследования. Поскольку охота являлась одним из первых видов активной деятельности человека по покорению природы, с необходимостью возникла отдельная ритуальная сфера, связанная с ней. По этой причине охотник нередко наделяется особым статусом; прежде всего ему приписывается мистическая близость к животным – солидарность через убийство. Кровь животного воспринимается как ничем не отличающаяся от человеческой, и тогда охота рассматривается как своего рода жертвоприношение, имеющее своей целью обеспечение процветания рода.
Охота
Охота выступает прообразом войны, завоеваний: вторгающиеся на территорию других племен ведут себя как хищники. Преследование и убийство дикого животного становится мифологической моделью покорения территории и основания государства.
В германской мифологии возникает образ дикой охоты, когда призраки и злые духи проносятся по земле в сопровождении адских гончих псов, возглавляемые диким (проклятым) охотником. Аналогичный образ имеется и у других народов. Дикая охота обычно приходится на период двенадцати ночей, отделяющих старый год от нового, – она приурочивается к границе двух времен, когда миром правит хаос; в ней участвуют существа подземного мира – духи умерших, призраки, хтонические божества (к примеру, греческая Геката, владычица призраков, сопровождаемая стаей псов).
От античности до нового времени охота – излюбленное занятие высших сословий, как школа, как испытание и игра; это также подражание богам, которые в различных традициях предстают умелыми охотниками. С другой стороны, с тех пор как охота утратила свое значение в качестве обеспечения пропитания, она нередко рассматривается как образ следования низменным влечениям, путь страсти.