Символ воинственности, героического начала, силы, правосудия. Подобно оружию других видов, отражает символику власти. Также связывается с разумом, проницательностью, светом, истиной, мудростью.
Меч
Парным мечу «женским» образом является прялка, воплощающая созидательную деятельность, в то время как меч выступает как оружие защиты последней. Прялка и меч, соответственно, символизируют процветание и безопасность; в то же время, поскольку меч несет гибель, они противопоставлены в рамках оппозиции жизнь – смерть.
Меч являлся атрибутом римского бога Марса, выступающего в качестве охранителя мирного труда. Во многих традициях меч наделялся способностью защищать от злых духов, обезвреживать их влияние; например, китайские духи – стражи порога традиционно изображались с мечами. Аналогичным образом в христианстве нечестивость и ересь изводятся не только огнем, но и мечом.
Меч ассоциируется с раной как знаком и условием человеческой свободы. Также он наделяется фаллическими характеристиками. Так, например, в японском мифе богиня Аматэрасу рождает на свет детей, проглотив меч, принадлежащий ее брату. Меч связывается с солярной символикой, выступая атрибутом солнечных героев. В западной традиции меч становится орудием рыцаря – защитника света от сил тьмы. Меч, оставляющий след в плоти, несущий уничтожение физическому, может быть истолкован как символ духовного начала.
В мифологии и фольклоре фигурирует мотив меча-кладенца, либо сломанного меча, которые олицетворяют некое сокровище, либо наследство, долженствующее быть обретенным (восстановленным) героем в ходе трудных испытаний. В раннем средневековье кузнец представлялся существом необыкновенным, близким к колдуну, несомненно, по причине своего умения изготовлять оружие, ковать мечи.
Скандинавская сага так описывает магические манипуляции кузнеца Велунда, кующего чудесный меч: «Король сказал: «Добрый меч» и хотел взять его себе. Велунд же отвечал: «Он еще недостаточно хорош, нужно, чтобы он стал еще лучше, и я не успокоюсь, пока не добьюсь этого». Велунд вернулся в свою кузницу, взял напильник, сточил меч в мелкую стружку и смешал ее с мукой, Потом он накормил этой смесью прирученных птиц, которых три дня держал без пищи. Он расплавил птичий помет в горне, получил железо, очистил его от окалины и снова выковал меч размером меньше первого... Они спустились к реке. Велунд взял клок шерсти толщиной в три пяди и такой же длины и бросил его в воду. Он спокойно погрузил в реку меч, и лезвие рассекло шерсть так же легко, как оно рассекало течение...»
В христианской культуре меч выступал как символ духа и слова Божия. В средневековой Европе в качестве знаков власти фигурировали меч светский и меч духовный (Папе, как преемнику святого Петра, наместнику Бога, принадлежали оба). В католицизме пламенеющий меч выступает как символ воинственной церкви. В алхимии меч – символ очищающего огня. В японской традиции меч является одним из трех священных императорских сокровищ.