Имя Лилит восходит к именам трех шумерских демонов: Лилиту, Лилу и Ардат Лили. Первый – суккуб, второй – инкуб, что позволяет предположить изначально андрогинную природу Лилит. Легенда о Лилит, как первой жене Адама, появилась из одного темного места в I главе книги Бытия. «И создал Бог Человека по образу своему, по образу Бога. Он создал его, самцом и самкою. Он создал их» (Бытие, 27). В переводах Септуагинты имя Лилит выпало, потому что, созданная Творцом равной Адаму, она не соответствовала концепции древнеиудейского брака, где бунт женщины был невозможен. Хотя для мужчины поводом для развода в суде мог явиться мотив, что ему понравилась другая женщина.
Лилит
Лилит настаивала на своем равенстве с Адамом во всем, включая брачное ложе. Но Адам отказался делить с ней власть, и Лилит сбежала. Бог послал вслед за ней трех ангелов, Сеноя, Сенсиноя и Семангелофа – уговорить ее вернуться. Если же она откажется возвращаться к Адаму – Господь повелел превратить ее в море паров. Ангелы настигли ее на границе ночи, но Лилит отказалась вернуться, предпочтя быть паром, чем оказаться зависимой. И призраком она пребывает по сей день. Гнев Господень распространился и на все ее потомство, убывающее по Божьему велению каждый день на 100 детей.
Желая отомстить потомству Адама и Евы, Лилит, которую еврейские легенды описывают как демона с женским лицом, длинными волосами и черными крыльями, препятствует земным женщинам разрешиться от бремени и совращает их мужей, проникая в их сны, а также наводит порчу на младенцев и изводит их. В некоторых версиях легенды считалось, что Лилит не только портит младенцев, но похищает их, пьет кровь и высасывает мозг.
Другая легенда утверждает, что Адам после изгнания из Эдема вступил с Лилит в связь, в результате которой мир наводнился демонами. В некотором смысле Лилит соответствует греческим Гекате (божеству ночных призраков) и Ламии (чудовищу, похищавшему детей). В христианстве Лилит предстает как суккуб; она овладевает мужчинами против их воли, чтобы родить от них детей. В контексте изложенного выше фигура Лилит связывается с неблагополучным и ущербным материнством: согласно одной из легенд, ее многочисленные отпрыски умирают в младенчестве; в другом предании она изображается матерью демонов.
Новый поворот тема Лилит получила у средневековых каббалистов. Они сделали ее супругой Самаэля или Сатаны, Господина Другой Стороны. В этом Зазеркалье, где Сатана играет роль Господа, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины. Жители Долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, не поклонялись Яхве, они поклонялись Лилит, как Великой Матери, одаривающей их земным огнем.
Ее образ неоднократно обыгран в мировой литературе; У Анатоля Франса дочь Лилит - привидение, бродящее среди развалин, с зелеными глаза и черными волосами. Того, кого она касалась волосами, ждало забвение.
У Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» – это не мрачный образ, а кусочек лунного света. У Лиона Фейхтвангера в романе «Еврей Зюсс» появляются бесстыдные груди Лилит. У Гёте Фауст видит красавицу, он вопрошает, кто же это – первая жена Адама, – но бойся ее волос – кто прикоснулся к ним, тот уйдет навеки. Не забыт образ Лилит и ее злополучной свиты у Мережковского («Тутанхамон на Крите»). У Данте Габриэля Россетти, английского поэта и художника-прерафаэлита (1828-1882), Лилит была змеей и уговорила Еву отведать запретный плод и родить Каина, убийцу своего брата Авеля. Романтическую окраску Лилит получила в поэме А.Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется «простой», обыденной Еве.
Однако наиболее впечатляющим образ Лилит получился у Г.Майринка в романе «Ангел Западного окна» в лице княгини Шотокалунгиной. Символические предания старины распространились и на астрологию, где существует фиктивная планета Лилит. Она изображается знаком овальной формы с поперечиной в середине. Другое ее имя (метафорическое название) – Черная Луна. Обычно в символической традиции Лилит рассматривается как образ отвергнутой любовницы или прекрасной соблазнительницы.