Символ превосходства, высшего достоинства, власти. В отличие от венка, сплетенного из растений и выступающего в качестве образа временного возвышения (победы в спортивном состязании, сражении), соотносимого с кратковременностью растительной жизни, корона выражает превосходство вне временных ограничений. Венок – образ преходящей славы, корона – образ непреходящего величия. Корона также связывается с символикой света как олицетворения духовной силы, харизмы, поэтому она делается обычно из золота и драгоценных камней. В иконографии и живописи металлическая корона или диадема, подобно нимбу, являются символами духовного просветления.
Корона
Дополнительные значения обусловлены формой короны или материалом, из которого она сделана. В шумерской культуре рогатая тиара выступала атрибутом божественного существа; таким образом, величие ассоциировалось с силой и трансцендентностью (поскольку бык символизировал гром). В Европе корона обязана своим происхождением античным венкам (круглую форму которых она унаследовала), тогда как в древних государствах Передней Азии и Ближнего Востока – головным украшениям и повязкам жрецов.
В средневековой Европе существовали различные типы корон, каждый из которых обладал своим закрепленным в традиции значением. Императорская корона, состоявшая из диадемы, образованной восемью вставными золотыми пластинками, и верхней дуги, разделенной на восемь полукружий, задействовала символику числа восемь, означавшего вечную жизнь.
Такая корона стала образом Небесного Иерусалима со стенами, покрытыми золотом и драгоценными камнями. Царство Христово олицетворяли крест (знак победы) и белый опал (знак превосходства), а также изображения Христа, Давида, Соломона и Езекии.
Папы изначально носили белый фригийский колпак, бывший знаком царского достоинства восточного происхождения (согласно официальной доктрине Ватикана, Папа получил право на царские регалии от Константина, вместе с Римом).
Затем атрибутом папского сана стала тиара – тройная корона (происходящая от персидского головного убора), знак высшей земной власти, символ троевластия, поскольку понтифик управлял, согласно различным интерпретациям, тремя сферами мира, тремя континентами либо тремя церквами (страдающей, воинственной и торжествующей).