Энциклопедия Символы и Знаки

Иероглифика

Человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности в Шумере в конце IV тысячелетия до нашей эры. Это означало сложение культуры нового типа и рождение нового типа сознания. Важную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла шумерская клинопись, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появилась на рубеже IV – III тысячелетия до нашей эры. Полагают, что в ранней пиктографической (иероглифической) письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него.

Шумерская клинопись
Шумерская клинопись

Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тысячелетия до нашей эры. Иероглифика – одна из трех известных египтянам форм письма, включающая помимо нее иератику и демотику. Термин, объединяющий идеограммы-символы. Египетская система охватывает около 900 знаков, передававших идеи, слова, слоги, буквы и различные детерминативы. Выше на картинке изображен египетский бог Тот, создатель системы счета и иероглифического письма (барельеф гробницы Хоремхеба).

В эпоху Рима символизм иероглифики стал забываться. Во II-III веках Гораполлон пробовал восстановить утраченное знание символического подхода. Атанасиус Кирхер вернулся к этому в XVII веке. Иероглифическое письмо существует сейчас в Китае и Японии.

Иероглифы (от греч. hieros – священный и glyphe – то, что вырезано), древние рисуночные знаки египетского письма. Термин «Иероглифы» применяется также по отношению к знакам многих других неалфавитных письменностей. Существует теория иероглифов – гносеологическая концепция, согласно которой ощущения – условные знаки (символы, иероглифы) реальных свойств вещей. Выдвинута Г. Гельмгольцем в 19 веке.