Человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности в Шумере в конце IV тысячелетия до нашей эры. Это означало сложение культуры нового типа и рождение нового типа сознания.
Важную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла шумерская клинопись, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации.
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появилась на рубеже IV – III тысячелетия до нашей эры.
Полагают, что в ранней пиктографической (иероглифической) письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков.
Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа,
в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, то
есть значки стали употреблять не только в первоначальном,
словесном значении, но и в отрыве от него.
Самые древние письменные сообщения представляли
собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тысячелетия до нашей эры.
Иероглифика – одна из трех известных египтянам форм письма, включающая помимо нее иератику
и демотику. Термин, объединяющий идеограммы-символы. Египетская система
охватывает около 900 знаков, передававших идеи, слова, слоги, буквы и различные детерминативы.
Выше на картинке изображен египетский бог Тот, создатель системы счета и иероглифического письма (барельеф гробницы Хоремхеба).
В эпоху Рима символизм иероглифики стал забываться. Во II-III веках
Гораполлон пробовал восстановить утраченное знание символического подхода.
Атанасиус Кирхер вернулся к этому в XVII веке. Иероглифическое письмо существует сейчас в Китае и Японии.
Иероглифы (от греч. hieros – священный и glyphe – то, что вырезано), древние рисуночные знаки египетского письма. Термин «Иероглифы» применяется также по отношению к знакам многих других неалфавитных письменностей.
Существует теория иероглифов – гносеологическая концепция, согласно которой ощущения – условные знаки (символы, иероглифы) реальных свойств вещей.
Выдвинута Г. Гельмгольцем в 19 веке.