В целом гора олицетворяет идею духовного возвышения; это место пребывания отшельников и мудрецов, подобных ницшевскому Заратустре, сфера медитации. Гора связывается с мировой осью, древом жизни, лестницей, в антропологическом аспекте – с позвоночником. В космогонических мифах горы предстают как первозданная суша, явившаяся из воды. Горы – это наиболее предпочтительные места для отправления культа; там часто располагаются алтари, святилища, храмы, религиозные символы.
Гора
Так, например, в Библии высоты – места поклонения языческим божествам и затем Яхве. Самым известным является библейский сюжет о получении Моисеем скрижалей завета на горе Синай.
Психологические корни культа гор связаны с представлением о близости последних к небу (и тогда гора предстает как лестница на небеса), о благотворных дождях, даруемых облаками у их вершин, о том, что горы с вулканами служат преддверием огненных недр земли. По этой причине горы считаются местожительством богов (например, индийская Кайласа, обитель Шивы; греческий Олимп), входом в верхний или нижний мир, местом обитания мертвых (локализуемым в подземных пещерах); там погребаются шаманы, там свершается прорицание и обретается откровение.
В соответствии с универсальной оппозицией верха и низа, верхняя часть горы отводится светлым божественным силам, тогда как нижняя связывается с отрицательными персонажами. Амбивалентность образа горы нашла отражение в романе Томаса Манна «Волшебная гора». Она не только подразумевает возвышение над обыденным, которое трансформирует героя и устраняет некую подспудную «симпатию к смерти», но и выступает как средоточие смерти, где правят Минос и Радамант (судьи греческого аида, имена которых стали ироническим – но и символически значимым – прозвищем врачей).
Самый важный аспект образа горы связан с тем, что она может выступать в качестве структуры, соединяющей различные сферы бытия (небо, землю и подземный мир). Священная гора в различных традициях рассматривается как центр мира и представляет мировую ось: подземный мир – гора – Полярная звезда. Мировая гора – это место, где сходятся небо и земля.
Так, согласно индийской мифологии, в центре мира стоит гора Меру (Сумеру), окруженная мировым океаном; вокруг нее вращаются солнце, луна и звезды. У китайцев существовали представления о горе Куньлунь, соединявшей небо и землю, на которой располагался нижний дворец повелителя Неба Шанди. В «Эдде» упоминается гора Химибьерг, где радуга достигает вершины небесного купола. Название горы Табор в Палестине происходит от слова со значением «пуп». У восточных христиан Голгофа считается расположенной в центре мира.
Гора, постепенно расширяющаяся книзу, может быть сопоставлена с перевернутым
древом мифологической космологии, корни которого растут с неба, а ветви тянутся
вниз; подобно ему, она символизирует эманацию Единого в мир, инволюцию, нисхождение.
Важность образа мировой горы в религиозной традиции обусловила его использование
в качестве модели в жилом и храмовом строительстве. Остроконечные шатры
различных кочевых народов, буддийский Боробудур, месопотамские зиккураты,
ступенчатые пирамиды доколумбовой Америки имеют своим прообразом очертания горы.