В каббалистике человек, созданный посредством комбинации букв еврейского алфавита (само слово в буквальном смысле обозначает бесформенную, безжизненную глыбу). Считается, что Голем не обладает ни душой, ни свободной волей, так как является творением не Божьим, но человеческим. В Талмуде описывается: «Составляя различные сочетания букв непроизносимого имени Бога, Рабе сумел создать человека...».
Голем
У Густава Майринка в романе «Голем» (5 глава) раввин Иегуда бен Бецалель создает искусственного человека, чтобы он трудился в синагоге. Голем послушно выполняет его волю, но лишь до определенного предела; выйдя из-под контроля, он становится опасным и неукротимым и уничтожает своего создателя.
Образ Голема может рассматриваться как предостережение людям, возгордившимся в своем знании и лелеющим самонадеянные замыслы; также он выступает в качестве символа слепого и разрушительного начала, чудовищного творения, созданного во благо людям, однако вышедшего из-под власти своего создателя. Голем – прообраз множества «литературных» чудовищ, и в первую очередь чудовища Франкенштейна.