Драгоценные камни соотносятся с различными метафизическими объектами. Свойства, которые обусловили пристальное внимание к драгоценным камням в символической традиции, – твердость, цвет и прозрачность, нетленность (в отличие от прочих творений земли), а также кристаллическая структура большинства из них. Как правило, драгоценные камни являются символом духовной истины; высшего знания.
Драгоценные камни
Подобно тому, как заключенная в драгоценных камнях красота открывается благодаря кропотливой, трудоемкой работе по их огранке, истинное знание предстает достигаемым в ходе упорных занятий. Мотив борьбы с драконом (или другим чудовищем), охраняющим драгоценный клад, символизирует трудности и испытания, встающие на пути у всякого, кто стремится к высшему знанию. Сходное представление отражено в народном поверье, согласно которому драгоценные камни когда-то были изъяты из голов змей и драконов.
Загадочный камень, именуемый «карбункулом» (рубин либо гранат), согласно Исидору Севильскому, «добывают из головы дракона, однако он твердеет, становясь драгоценным камнем лишь тогда, когда голова отсечена у живого чудовища»; обладание карбункулом приносит счастье и богатство.
Жорис Карл Гюисманс, писатель-символист, отмечал: «Спору нет, зеленые змейки изумрудной геммы сами по себе прекрасны. Но не знай мы значения символов, эта гемма останется для нас незнакомкой, и ни мы с ней не заговорим, ни она с нами, потому что ее язык нам недоступен. А ведь она куда более значительна и интересна, чем просто незнакомка». Во всех минералах заключен «знак и смысл, а другими словами, символ».
Различные драгоценные камни часто использовались в качестве символов в восточной и западной традиции. Так, например, в Китае нефрит выступал в качестве образа ян и воплощения неба; круглый диск из нефрита символизировал небо. Изумруд связывался с целомудрием, весной, Афродитой, а также с тайным знанием. Бирюза символизирует обновление; в греческой мифологии она являлась камнем Персефоны и Геры; в тибетской традиции бирюза считалась средоточием жизненной силы (ла) тибетцев, первым, что появилось в мире. Сапфир олицетворяет радость, добродетель, небо; рубин – жизненную силу, любовь, страсть. Янтарь наделялся способностью концентрировать энергию солнца и использовался в качестве амулета. Аметист – воплощение скромности, душевного спокойствия, целебной силы; в католической традиции он выступает в качестве камня епископов. Гелиотроп (темно-зеленая яшма с красными брызгами) почитался как средство предохранения от яда и обретения невидимости.
Драгоценные камни, согласно мифологическим воззрениям, – это частицы небесной тверди и светил. Плиний называет более яркие и блестящие камни «мужскими», а менее яркие – женскими. По мнению средневекового автора Этьена де Клава камни, подобно людям, появляются на свет из семени, которым оплодотворено чрево земли. Еще древними халдеями была разработана система соответствий драгоценных камней и семи планет: небесно-голубой сапфир соотносится с Сатурном, гиацинт – с Юпитером; алмаз – с Солнцем, рубин – с Марсом, изумруд – с Венерой, агат – с Меркурием, селенит – с Луной.
Двенадцать драгоценных камней украшали основание стены небесного Иерусалима. Они
распределялись средневековой символикой между 12 апостолами следующим образом:
Петру – яспис, Андрею – сапфир, Иакову Старшему – халцедон, Иоанну – смарагд
(изумруд), Филиппу – сардоникс, Варфоломею – сердолик; Матфею – хризолит, Фоме –
берилл, Иакову Алфееву – топаз, Фаддею – хризопраз, Матфею – аметист.