Олицетворение зла, смерти и разрушения; образ пагубности времени, разрушающего земные творения, и материи, постоянно порождающей себе подобных. Выступает как извечный противник Бога в качестве воплощающего благо.
Дьявол
Фигура, сходная с христианским дьяволом, существует в различных мировых традициях; в дуалистических учениях, признающих два начала мира, доброе и злое (манихействе и т.п.), дьявол выступает наравне с Богом в процессе творения и обустройства мироздания.
Дьявол – «обезьяна Бога»; подобно тому как Бог творит добро, дьявол вновь и вновь тщится исказить его замысел и плодит зло. В целом дьявол есть олицетворение темного начала в мире и в самом человеке; это зло, длящееся во времени и умножающееся в пространстве.
Образ дьявола в христианстве соотносится со сферой сексуальности, преимущественно женской. Якоб Шпренгер и Генрих Инститорис в «Молоте ведьм» утверждают, что «центр силы дьявола сосредоточивается именно в чреслах людей»; в то же время, как гласит латинское изречение, «демон повсюду» (ubique daemon). Дьявол является в двух ипостасях – как соблазнитель и как преследователь; в первом случае он принимает обманчиво привлекательный вид, во втором – свой истинный облик.
В иконографии он изображается в обличье змея между Адамом и Евой в сцене грехопадения, либо как аллегория плотского или духовного греха. В ряду символических соответствий с дьяволом связывается низ, левое, материя, уродство, разрушение. Традиционно дьявольское наделяется неодолимой притягательностью для человека, подобно бездне (сравните у Бодлера: «Молитва к Богу, или духовное начало, – это жажда воспарения...; молитва к сатане, или животное начало, – это блаженство нисхождения»).