Все культуры опираются на использование символического значения букв – в их графическом и фонетическом значениях. Буквенный символизм строится на теории космических соответствий. Блаватская писала, что буква – это символ небесного прообраза земных реалий. В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывалось ее очертание. Изучение символики букв позволяет распознавать связи, лежащие в основе иероглифов, священных преданий, космогонии. Предания всех «народов книги» свидетельствуют, что письмо («безмолвная речь») было «даром богов». Древние египтяне называли свои иероглифы «языком богов».
Алфавит
Алиф ﺍ |
Ба ﺏ |
Та ﺕ |
Са ﺙ |
Джим ﺝ |
Хет ﺡ |
Ха ﺥ |
Даль ﺩ |
Заль ﺫ |
Ра ﺭ |
Зай ﺯ |
Син ﺱ |
Шин ﺵ |
Сад ﺹ |
Дад ﺽ |
Та ﻁ |
За ﻅ |
Айн ﻉ |
Гайн ﻍ |
Фа ﻑ |
Коф ﻕ |
Каф ﻙ |
Ляф ﻝ |
Мим ﻡ |
Нун ﻥ |
Хе هـ |
Вав ﻭ |
Йа ﻱ |
Алеф א |
Бет ב |
Гимель ג |
Далет ד |
Хей ה |
Вав ו |
Зайн ז |
Хет ח |
Тет ט |
Йод י |
Каф כך |
Ламед ל |
Мем מם |
Нун נן |
Самех ס |
Айн ע |
Пе פף |
Цади צץ |
Куф ק |
Реш ר |
Шин ש |
Тав ת |
Α α – альфа | Β β – бета | |
Γ γ – гамма | Δ δ – дельта | |
Ε ε – эпсилон | Ζ ζ – дзета | |
Η η – эта | Θ θ – тета | |
Ι ι – йота | Κ κ – каппа | |
Λ λ – лямбда | Μ μ – мю (ми) | |
Ν ν – ню (ни) | Ξ ξ – кси | |
Ο ο – омикрон | Π π – пи | |
Ρ ρ – ро | Σ σ ς – сигма | |
Τ τ – тау | Υ υ – ипсилон | |
Φ φ – фи | Χ χ – хи | |
Ψ ψ – пси | Ω ω – омега |
Происхождение финикийского алфавита, родоначальника всех европейских алфавитов, связывают с наследием Атлантиды. Финикийская легенда свидетельствует, что создание алфавита и искусство письма приписывалось финикийскому богу Тауту (египетскому Тоту). Египетская легенда свидетельствует о том, что Тот до потопа начертал на таблице иероглифами, или священными изображениями, принципы всех знаний. После потопа второй Тот – Гермес Трисмегист – или «первый Гермес» (у римлян – это Меркурий) перевел содержание этих таблиц на обычный язык.
Евреи говорят о своем алфавите – предке того, который сохранился доныне – как о поведанном ангелами языке небесного и мистического символизма. Согласно еврейским комментаторам Библии, все знания и предписания, а также искусство письма для фиксации их в книге, были получены Адамом в раю от Бога.
Иосиф Флавий повествовал, что патриарх Сиф с целью сохранить мудрость и астрономические знания в предвидении великих разрушений огнем и водой, возвел две колонны – одну из кирпича, другую из камня – на которых начертал все эти знания и которые стоят в Сириадской стране. В халдейской легенде бог Эа приказал Касисатре начертать Божественное учение и принципы всех наук на таблицах из терракоты и захоронить их до потопа «в городе Солнца в Сиппаре».
Известный вавилонский историк Берос в своей версии халдейского мифа о потопе говорит: Кронос явился Ксисутросу в видении и предупредил его, что около 15 дня месяца Доесиуса будет потоп, который уничтожит человечество. Потому он поручает ему написать историю с самого начала, описать сущность всех вещей и спрятать это в городе Солнца в Сиппаре и построить корабль. В Бхагаватгите-Пуране рассказывается о боге-рыбе, который предупредил Сатиравату о наступающем потопе и приказал ему спрятать священные писания в надежное место, чтобы спасти их от «Хайягрива, морского коня, живущего в бездне». Древнеарийские народы свидетельствуют, что их алфавит, Деванагари (буквально, язык девов, или богов) был послан им с небес.
В основе графики еврейского и арабского алфавитов лежит мистическая теория форм, определяемая прогрессирующим изменением форм Луны – от диска до тонкой нити света. 28 знаков арабского алфавита, понимаются арабскими мистиками как дыхание Бога, через которое передается язык Божественного слова. Буквы алфавита соответствуют 28 большим домам Луны в Зодиаке. 28 букв арабского алфавита равняются 28 дням лунного календаря. В еврейском алфавите 22 знака (как 22 карты Таро). Как у евреев в каббале, буквы в арабском алфавите имеют цифровое значение.
Колдовской рунический апфавит
Современный оккультный алфавит
Греческий алфавит содержит 38 знаков: 24 буквы плюс 11 двоегласных и три цифры: шесть, девяносто и девятьсот. Представляет собой соединение гласных и согласных, духа и материи и символизирует универсальность и совершенство космоса. У каждой буквы множество значений. Создатели греческого алфавита: Паламед (создал 16 букв), Кадм Милетский (3 буквы), Симонид (2 буквы), Эпихарм-сказитель (3 буквы), Дионисий Грамматик добавил шесть двоегласных. Позже были добавлены еще пять двоегласных и три цифры. Сходная семантика и символика представлена в еврейском алфавите. Она выражена в двух системах – каббалистической и в символике, соответствующей картам Таро.
Исследователи каббалы серьезно работали с символикой букв, предложив систему древнейших символических знаков, или тифинаров. Каббала делит 22 буквы на три основные группы. Первую из трех букв составляют «матери» – Алеф, Мем, Шин, которыми представлены три элемента: воздух, вода и огонь соответственно. Вторую группу образуют семь «двойных» букв. Она включает буквы: Бет, Гимел, Далет, Каф, П(х)е, Реш, Тав, которые называются метафизическими, планетными или астральными. Они соотносятся с соответствующими планетами и обозначают также семь направлений света: четыре географических – север, восток, запад, юг, и три астрономических – верх, низ и центр. Семь «двойных» букв соответствуют первоначальному двойному произношению: Б и Бх, Г и Гх, Р жидкое и Р сухое и т.д.
Третью группу составляют 12 простых букв, соответствующих знакам Зодиака. Каббала устанавливает мистическое и магическое значение каждой буквы. Буквы от Алефа до Йода символизируют ангелические миры. От Каф до Цади представляют ряд ангельских чинов, населяющих различные сферы. Буквы от Цади до Тав устанавливают соответствие с миром элементалей. Таким образом, буква Алеф устанавливает соответствие с первым и верховным ангелическим чином – с Серафимами. Бет – вторая буква алфавита – с ангелами второго чина. Гимел – с ангелами третьего чина и так до буквы Йод, которая завершает ангелические сферы.
Остальная часть еврейского алфавита устанавливает соответствия с индивидуальными силами – с теми, кто занимает существенное место в мистическом универсуме. Так, 11-я буква в алфавите – Каф – соответствует Метатрону что владеет первой сферой астрономического мира. 12-я буква Ламед соответствует третьей сфере – царству Сатурна. Вместе с 16-й буквой Айн и 17-й Пе они соотносятся с первым мистическим элементом – Огнем, который правит Серафимами. Конечное Пе представляет воздух, где обитают сильфы, ведомые Ариелем. Цади – 18-я буква алфавита обращена к воде, населенной нимфами с их владычицей Фарсис. 19-я буква – Куф корреспондирует с землей, населенной гномами, которой правят херувимы. 20-я буква Реш приложима к царству животных. 21-я – Шин – адресована к растительному царству. Тав связана с миром минералов.
Символика букв, соотносимая со знаками Зодиака, символикой чисел и с движением Солнца и Луны, играет значительную роль у гностиков и в культе Митры. Система пифагорейцев строится не на буквенных, а на звуковых аналогиях: семь небесных сфер озвучивают семь гласных, они поют хвалебный гимн Богу, звук которого творит мир. Каждая гласная соотносится с определенным цветом. Семь букв определяют семь направлений пространства: шесть лучей трехмерного креста плюс центр. Многозначная символика букв используется также и в алхимии. Известно несколько систем буквенного символизма по установлению соотношения между буквами, звуками, цветами спектра, элементами природы, знаками Зодиака, планетами и нравственными качествами.