Энциклопедия Символы и Знаки

Волшебство

Наиболее распространенный вид волшебства – превращение. Мотив превращения широко распространен в мифах, легендах и сказках всех народов мира. Древнейшая форма связана с превращениями человека в животное, растение или камень (в сказках, греческих мифах о Филомеле, Цирцее и других античных персонажах).

Волшебство земли часто принимает форму потерянной способности к плодородию (поэма Т. Элиота «Потерянный рай»), когда, например, представлена ситуация, вызванная грехопадением и ранением Амфорта в истории о Парсифале.

Искусство волшебства
Искусство волшебства,
Кит Паркинсон
Колдовство в затмение
Колдовство в затмение,
Жан Поль Эвисс

Более поздней формой волшебства является перенесение героя в отдаленное место или насылание на него болезни (горба, рога, паралича, глухоты, слепоты). В подобных случаях, как уже отмечалось, волшебство представлено самонаказанием или наказанием свыше.

В «традиционных» сказках, если волшебство является результатом деятельности враждебной силы (некромантии, черной магии, колдовства, дракона), этот мотив может стать сюжетообразующим и всегда дополняется действиями героя, который прекращает его, достигая спасения или освобождения.

В европейской мифологии женщин, обладающих волшебными знаниями и могуществом, называют феями. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и «темные» феи. Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницами принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.

Волшебники, маги, чародеи, колдуны – особый класс людей («мудрецов»), пользовавшийся большим влиянием в древности. Мудрость и сила волшебников заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его маги или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания.

Родина волшебников и магов – древний Восток, волхвы или маги являются в качестве особого класса у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев.