Для многих культур тройка являлась первым «настоящим» числом, с которого начинали счет. Так было в Древнем Китае, где тройка почиталась как символ святости, законности, почета и утонченности. Однако в Японии это число считалось сакральным, употреблялось в религиозных церемониях и в обычном счете не использовалось. В индуизме трех-звучный слог АУМ передает ритмы Вселенной и божественного начала. Графическим символом числа чаще всего является треугольник. У пифагорейцев знаком тройки была фигура «рыбий пузырь». Также тройку символизируют трехлучевая свастика – трискелион, трезубец, геральдическая лилия и трилистник.
Третье небо рая
Схематическое изображение третьего неба рая по Данте
Троица богов, полубогов или мифологических существ встречается во многих религиях мира. Тримурти, индуистская троица, объединяет в себе Брахму. Вишну и Шиву, символизируя троичную силу творения, сохранения и разрушения. В античной мифологии были три богини судьбы мойры, три эринии, три горгоны, три хариты и три грации. У Цербера три головы, у Сциллы тройной хвост, а тело Химеры состояло из трех частей. Геката изображалась с тремя головами как символ трех фаз Луны – полной, новой и убывающей.
Христианская доктрина Святой Троицы соединила в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа. Здесь число три символизирует многоплановый и мощный союз. Это число наиболее часто встречается в Новом Завете. В Евангелиях – три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе. Иисус Христос воскрес на третий день после смерти и после этого явился людям три раза. Средневековые христианские богословы выделяли три добродетели: веру, надежду и любовь. Три – одно из самых положительных чисел в символике, религиозной мысли и мифологии. В сказках герои обычно имеют три желания, надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.
Третий круг ада
Схематическое изображение третьего круга ада по Данте
Взлетев с Меркурия, Беатриче и Данте попадают на Венеру – третье райское небо. Здесь кружатся в веселом хороводе души любвеобильных. Они рассказывают поэту об очищающей силе любви и недостойных пастырях, сравнивая Флоренцию, откуда был изгнан Данте, с сатанинским цветком.
В третьем круге ада Вергилий и Данте встречают трехголового Цербера, который лает на грешников. Здесь под холодным проливным дождем в вечной грязи и мраке томятся души чревоугодников. Здесь Данте встречает Чакко, знаменитого флорентийского обжору, которому Боккаччо посвятил новеллу в своем «Декамероне».
«Знак мира»
Философ и художник Николай Рерих разработал «знак мира» – три круга одного
диаметра, два из которых расположены в ряд, а третий – над ними. Третий верхний
круг символизирует «третий глаз» мистических учений. На Востоке этот символ
называют Чинтамани. Рерих хотел, чтобы Чинтамани был нанесен на «знамя мира». Он
изобразил его на картине «Мадонна Орифламма», т.е. мадонна знамени. Перед Второй
мировой войной было предложено маркировать данным знаком культурные ценности,
чтобы избежать их разрушения. Однако эта идея не получила широкой поддержки.
Три товарища
Три является наименьшим количеством людей, которые могут составить коллектив. В
фольклоре и преданиях объединенная сила трех героев символизирует трехчастную
природу мира (небо, земля и воды) и сущности и жизни человека: тело, душа и дух;
рождение, жизнь и смерть. В общественной и судебной практике три – наименьшее
количество людей, имеющих право принимать решения. Например, в конце эпохи
республики Древним Римом правили триумвираты политиков.