Энциклопедия Символы и Знаки

Тадж-Махал

Прославленный индийский Тадж-Махал является двояким символом, олицетворяющим саму Индию и силу любви. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов Шах-Джахана к своей жене – красавице Мумтаз Махал (названной «Избранница дворца», в девичестве – Арджуманд Бану Бегам). Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что «не обращал внимания на других женщин, пока была жива Мумтаз Махал». А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем – и очень большой.

Тадж-Махал
Тадж-Махал

В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, во время этого похода умерла у него на руках.

Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой, но затем безутешный муж повелел воздвигнуть величественный мавзолей на реке Джамнеа на окраинах Агры (который должен был стать символом красоты усопшей супруги правителя), чтобы видеть его из своего дворца. Работы начались в том же году, и к 1652-му году, усилиями двадцати тысяч рабочих, Тадж-Махал был завершен.

В основании Тадж-Махала лежит квадратная платформа со сторонами около 100 метров. По углам мавзолея Тадж-Махал поднимаются четыре высоких минарета. Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником. В окнах и арках – ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень множество из ста четырнадцати сур Корана.

Аллеи симметричного сада ведут к каменному возвышению, на котором стоит гробница, облицованная белым мрамором из Макраны (Раджастан). Посреди многочисленных арочных проемов и перегородок Тадж-Махала, украшенных полудрагоценными камнями, над центральной усыпальницей, в которой покоятся в мраморных саркофагах тела Арджуманд и Шах-Ажахана, возвышается гигантский купол. Имя архитектора Тадж-Махала, воплотившего замысел Шах-Джахана, осталось неизвестным...