Шива является одним из трех наиболее влиятельных богов индуистского пантеона. В Ригведе он идентифицируется как низшее божество Рудра, которое позднее превратилось во всемогущего Шиву. Как один из тримурти, Шива именуется только как Разрушитель, однако он представляет собой божество, объединяющее в себе противоположные и нередко противоречивые черты.
Шива
Будучи верховным божеством мужской сексуальной силы, он к тому же йог-аскет, источник как добра, так и зла. В качестве Натараджи Шива еще и повелитель космического танца сотворения и разрушения, который танцует на побежденном демоне хаоса или карлике неведения.
Шива изображается с четырьмя руками, и в них он может держать пожирающий огонь, погремушку творения или барабан, чтобы выбивать ритм жизни. Обычно Шива изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным в созерцание, также символически в виде лингама.
Лингам, в индуизме символ Шивы и его плодородия. Лингам почитается в виде каменного столба, изображающего мужской половой орган. В иконографической традиции Шиву изображают верхом на белом быке Нандине. Одной из его жен является зловещая Кали, и, подобно ей, он может держать веревку или змею, чтобы карать грешников, и иногда носить ожерелье из человеческих черепов. Он также может держать в руке череп убитого Брахмы или носить его в волосах.
Голову Шивы украшает полумесяц – символ власти над жизнью и смертью; по его жилам течет пепел трупов. Он одет в набедренную повязку из тигровой шкуры и держит оружие: трезубец (как символ прошлого, настоящего и будущего), лук, топор или факел. С его головы струится река Ганг (ее персонификация – Ганга – также супруга).
В центре лба Шивы – третий глаз; наряду со способностью испепелять огнем тех, кто на него смотрит, он наделяет его трансцендентной мудростью. Третий глаз в разных толкованиях символизирует солнце, луну, огонь и сутки (день и ночь).