Туфли, ботинки, сапоги, ботфорты. Крылатые сандалии (греч. sandalia, лат. solea) Гермеса, сделанные из золота, были
символом магической силы. Гомер называет их «амбросийными» то есть вечными, –
свидетельствуя о технологическом совершенстве «золотого века». Древние римляне
щеголяли в обуви с загнутыми носками – это было знаком свободы нравов. Римлянки
натягивали на пальцы ног что-то вроде наших перчаток – на каждый палец отдельно.
Греки начали первыми изготавливать обувь для правой и левой ноги. При помощи
крылатых сандалий Персей путешествовал по воздуху.
В эпоху раннего христианства носили сандалии с открытым верхом, что соответствовало консервативным взглядам в
области взаимоотношений полов. В средние века, когда свирепствовала инквизиция,
стоило женщине появиться на высоких каблуках – ее отправляли на костер. Башмаки
с длинными носками ввел в моду граф Анжуйский – чем длиннее носок, тем знатнее был человек.
У крупных феодалов длина носка обуви достигала 60 см.
В XV веке форма обуви стала резко меняться. Появились широкие носки – 16 см. Их называли «медвежьей
лапой» бычьей мордой». Людовик XIV был небольшого роста и, естественно, ввел в
моду высокие каблуки, которые также подчеркивали сексуальную привлекательность.
С его легкой ноги дворяне Европы и островной Англии стали носить туфли на
красных каблуках. Красный цвет в европейской традиции – грубая мужская сила.
Русские боярыни-модницы возвышались на каблуках, едва касаясь пальцами земли.
Венецианки в эпоху Возрождения носили высокие деревянные цоколи, с широкими
носами, но передвигаться в них могли только с чужой (мужской?) помощью, – опираясь на сильную руку.
Ботфорты (от франц. bottes – сапоги и fortes – крепкие, большие) – сапоги с твердыми голенищами, спереди выше колен, с широким раструбом и подколенной вырезкой.
Изначально ботфорты были изобретены как обувь всадника, помогающая ему длительное время находиться в седле: сапоги были жесткие по голенищу, практически не гнулись ни в коленях, ни в щиколотках.
Ботфорты являлись форменной военной обувью кавалеристов в странах Европы в средние века, в российской армии использовались в 17-18 веках в форменной одежде кирасир и драгун, изредка – пехотинцев.
Ботфорты также носились представителями высшего сословия, дворянства. Известно пристрастие к ботфортам русского императора Петра I.
В настоящее время ботфорты получили свое второе рождение как модный тип женских сапог.
Жители Голландии носили деревянную обувь практически
до второй мировой войны. Она называлась «кломпы» и ее изготавливали из тополя
или ивы. Каблук изменяет пропорцию ноги, удлиняет голень, которая в восприятии
становится значительней бедра. Знак «высокого каблука» – воспоминание о
совершенстве бега. «Лицо некрасивое, но зато каблуки серебряные» – так
характеризовалась женская эротическая привлекательность. Недаром существует
французская поговорка, что «ноги – это лицо женщины». На то, что носили под
обувью – носки, гольфы, колготки – тоже перешла секс-атрибутика. Выражение «он
под каблуком у жены (женщины)» имеет глубокие корни. Говорят, что Ева соблазнила
Адама, став на высокие подпорки, то есть первокаблуки, которые были высоки и
по-змеиному тонки. С тех пор полюбили мужья жен на высоких каблуках, так что по
этой версии обувь стала символом не хождения, а соблазнения.
Однажды один дервиш спросил у Ходжи Насреддина: «О мудрейший, ты знаешь все тайны рождения и
смерти. Но как родилась обувь и что такое женская узкая хищная обувь?» Хаджа
улыбнулся и сказал: «Это союз, это сладкая связь каблука и носка, летящего
стрелой вперед. Каблук – это зебб, фаллос мужа, а змеиный узкий носик – это
пещерка, элькес жены. Это вечное стремление канатика мужа за гротом жены. И чем
уже носок, тем выше власть удовольствия, и тем выше каблук. Но я, пыльный и
босой, любил стыдливых жен, пока мой каблук не стерся и не поник подо мной». У
каждого народа своя обувь и свой знак носки. Североамериканские индейцы носили
кожаные мокасины, позволяющие иметь бесшумную походку для того, чтобы
подкрадываться к дичи во время охоты. Чукчи, живущие на русском Севере, носят
опучи из оленьей кожи. На эту обувь также переходит знак охоты. А в Южной
Америке индейцы Боливии носят абаркас. Это разновидность сандалий на деревянной
подошве, им нет сноса на каменной почве гор и при ходьбе они издают мелодичное
постукивание. Деревянное сабо носят французские крестьяне.
В русских сказках башмачок красного цвета расшит золотом.
В русских деревнях крестьяне предпочитали обувь из лыка – лапти. Отсутствие культуры и образования, отсталости быта
отражает поговорка «лаптем щи хлебать». На Руси существовало эротическое
гадание: надевали чулок на правую ногу и, ложась спать, приговаривали: «Суженый,
ряженый, приходи меня сегодня разувать». Кто во сне придет – тот и мужем будет.
Еще кидали башмачок за ворота. В какую сторону упадет – с той стороны ожидай
суженного. Бубучи – туфли без каблука и задников на Востоке – знак присутствия в
доме мужчины-хозяина.
У древних иудеев вдова должна была снять в присутствии старейших обувь с брата
покойного мужа, если он отказывался на ней жениться. В Уэльсе родственники
невесты из окон выбрасывали все старые башмаки. Побывать в чужих башмаках –
глубокая семантика носки. Для англичан be in somebody's shoes – идиома, имеющая глубокие корни в симпатической
магии, означает оказаться в том же положении, что и хозяин обуви.
Обувь – атрибут и знак классовой принадлежности и стиля жизни, которую придает философия
каблука и подошвы. У древних греков подошва означала «носитель», «субстанция».
Она многое может рассказать о ваших мыслях. Ботинки могут стать и политическим
символом. Знаменитый жест Никиты Хрущева, когда он, стоя на трибуне ООН, стучал
по ней штиблетой – это знак не только Карибского кризиса, но и проявление
агрессивной сущности системы, которую строили кремлевские мечтатели. Известно,
что башмак исполнял даже функцию почтового ящика и был знаком почты. В эпоху
великих географических открытий, когда португальские мореходы ходили в Индию,
огибая мыс Доброй Надежды – южную оконечность Африки, – стало известно, что
почту там оставляли в большом каменном башмаке, который сохранился до сих пор.
Прозвище Гая Цезаря Калигула (уменьшительное от caliga – башмачок) происходит от солдатских
башмаков, которые он носил в детстве, когда жил ребенком в лагерях среди солдат.
Это прозвище стало символом чрезмерного деспотизма и абсурдной нелепости с точки
зрения здравого смысла. Например, он хотел сделать консулом своего коня. Во
времена Шекспира желтые чулки на женщине были знаком властной любви и
замужества. Только в XVI веке опять начали шить обувь для правой и левой ноги, в
России еще позже – в XIX веке.