Энциклопедия Символы и Знаки

Менора

Семирожковая лампа, некогда стоявшая в Иерусалимском Храме; один из наиболее стойких символов в иудаизме. Менора служила принадлежностью иудейского алтаря еще во время странствий в пустыне; и по сей день она демонстрирует преемственность традиций еврейского народа от Моисея до наших дней. В Торе Господь подробнейшим образом объясняет, как делать менору и как ее зажигать. Согласно мидрашам, объяснения показались Моисею слишком сложными, и тогда Господь сам сотворил для него менору.

Менора имеет семь ответвлений, украшенных золотыми цветами миндаля. Огонь меноры – это огонь чистейшего оливкового масла. В храме Соломона (как утверждает более поздняя традиция) изначальную менору ежедневно зажигал первосвященник, а десять других менор стояли рядом с ней, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании. Во время мятежа Маккавеев Антиох изъял менору из Храма, но Иуда Маккавей сделал новую. Подставка этой меноры напоминала основание храма Аполлона.

После разрушения Второго Храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме Мира. Существуют рассказы о том, что далее менора была увезена в Константинополь или возвращена в Иерусалим; но ее окончательная судьба неизвестна. В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп. И по сей день иудеи избегают проходить под этой аркой, символизирующей изгнание, трагедию и поражение.

Древо жизни Сефирот
Древо жизни Сефирот

После разрушения храма менора стала основной эмблемой выживания евреев и стойкости их традиций. Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек.

В наше время менора – важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием Кнессета в Иерусалиме. Она является символом возрождения еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория» (salvia palaestinae), которое произрастает в Израиле и пустыне Синай. Высушенное на плоской поверхности, оно поразительно напоминает менору, также имеющую шесть ветвей и центральный ствол.

Существует множество толкований мистического смысла меноры, особенно ее семи ветвей. В древности считалось, что небеса состоят из семи планет и семи сфер. Эллинистический иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, которые являются наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют божественный свет, или Логос. Кроме того, считалось, что семь ветвей меноры отображают семь дней Творения. Менора сравнивается и с Древом Жизни, поскольку напоминает дерево. Некоторые видят в меноре перевернутое дерево, укорененное в небесах. Если ветви меноры изогнуть, то сверху она будет выглядеть как Звезда Давида.

Каббалисты считали менору главным символом Древа Сефирот (божественных эманации). Центральный ствол символизирует Тиферет – Великолепие, Центральную Линию, Источник Изобилия, перетекающего в шесть остальных сефирот. Масло символизирует внутреннюю душу Сефирот, которая проистекает от Эйн Соф – Вечного Источника. Мистики XV столетия назвали 67-ой Псалом «Псалмом меноры». По преданию, он был выгравирован в форме меноры на щите Давида, и часто воспроизводится в таком виде на амулетах и в молитвенниках евреев Средиземноморья. В практической Каббале менора служит оружием против демонов. Хасидская традиция утверждает, что форма меноры имитирует шестикрылого ангела, «серафима», чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ Горнего Серафима и повелел воссоздать его земными средствами.

Ханукальная менора, имеющая девять рожков, напоминает Храмовую, но имеет совсем иное происхождение и чаще всего служит не лампой, а подсвечником. Восемь рожков символизируют чудо, происшедшее во времена Иуды Маккавея, когда однодневного запаса освященного масла, найденного в оскверненном Храме, хватило на восемь дней непрерывного горения меноры. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. На протяжении многих столетий ханукальная менора представляла собой прямой ряд масляных рожков или подсвечников, укрепленный на пластине, которая позволяла вешать ее на стену или на дверь. В средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную менору в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор, зажигаемых в день Хануки. Кроме чуда, свершившегося в старину, на ханукальных менорах часто изображаются другие сюжеты и персонажи. Это Лев Иудеи; еврейский народ и Иуда Маккавей; Юдифь, чья история имеет параллели с чудом Хануки; орлы, олени и прочие животные; и многие другие мотивы из Библии, истории и декоративно-прикладного искусства. Единственное обязательное требование, предъявляемое ритуалом, заключается в том, что восемь боковых рожков должны находиться на одной линии, но при этом огни не должны сливаться в один.