Энциклопедия Символы и Знаки

Учение Каббала – эзотерическое истолкование Библии

Каббала (или Кабала) происходит от еврейского слова qbl, «получать» или «предание». Оккультное учение – устная традиция, передаваемая из уст в уста, от учителя к ученику. Система теоретической и практической мудрости, открывающая ее последователю не только карту творения, но и дающая руководство на пути его умственного и духовного развития. Датируется I веком нашей эры, то есть эпохой появления трактата Зогар (80 год) – временем Второго Храма (по другим версиям этот трактат был создан в эпоху средневековья в 13 веке) и III веком нашей эры, – временем создания Сефер Йециры (Книги Творения), приписываемой преданием патриарху Аврааму.

Каббала Древо Жизни Сефирот
Каббала Древо Жизни Сефирот

Блаватская называет Зогар тайной доктриной халдеев, с которыми евреи познакомились со времен Вавилонского пленения. Передается устно. Каббала занимается эзотерическим истолкованием Библии и учит различным способам истолкования библейских аллегорий. Требует от студента моральной чистоты, силы концентрации, целеустремленности и преданности. Каббала является эзотерическим учением, выраженным в системе символов, которая открывает тайну Бога и его творения, однако только лишь в том случае, если каббалист находит для нее ключ.

На теоретическом уровне этот ключ дает последователю возможность интерпретировать духовные измерения космоса, в то время как на практическом уровне он позволяет ему оперировать магическими силами в целях физической, психологической и духовной трансформации. Ключ к каббале скрыт во внутренних аспектах божественного откровения. Тайна может быть разгадана путем декодирования Писания через систему числовых эквивалентов, или гематрию, согласно которой каждой букве еврейского алфавита соответствует определенное число, поэтому священный текст при правильном подходе способен открыть новые смыслы.
Например, медный змей, созданный Моисеем мог оживить человека («и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жить» (Числа, 21, 9)), поскольку переведенный в числа давал значение 358, что являлось эквивалентом слову «Мессия», а это фактически означало проповедь пришествия Мессии, который спасет всех, ужаленных духовными голодом, поисками и ожиданиями. Это дало возможность христианским каббалистам усвоить образ змея как символ Христа.

Главный и наиболее известный образ каббалы – это древо жизни, или древо сефирот. Это всеобъемлющий и мощный символ. В его фундаментальной интерпретации – древо сефирот объясняет творение. Основную причину возникновения существования видят в желании Бога увидеть Самого Себя. Для чего он сменил место Абсолютно Всего таким образом, чтобы увидеть Себя. В акте вызывания вселенной к существованию Бог выявил десять Своих атрибутов, каждый из которых представлен в древе своей сефирой. Сефирот связаны системой взаимоотношений. Путь венчается «короной», которая обозначает все, что было, есть и будет и ведет к «царству», которое обозначает присутствие Бога в материи. Движение от «короны« к «королевству» идет через атрибуты мудрости, понимания, милости, справедливости, красоты, вечности, вибрации и основы и управляется тремя Божественными принципами: воли, милости и справедливости. Графи-чески тропа изображается в виде зигзага или вспышки молнии, в то время как три Божественных принципа действуют каждый в свою очередь.

Все законы бытия и творения воплощены в сефирот, но они существуют в нереализованном плане. Для учитывания многих манифестаций Бога каббала содержит концепт Четырех миров. Четыре Мира, или космических цикла (манифестация, творение, формация и действие) каждый со своим собственным каббалистическим древом жизни могут быть интерпретированы как разные аспекты Бога, через которые был создана вселенная. Они апеллируют к иерархии миров, увиденных пророком Иезекиилем где образ славы Божьей (манифестация), передвигающейся на колеснице (формация), господствовал над миром (действием). Каждый следующий мир обладает свойствами и характеристиками мира, расположенного выше, более сложного и подчиняющегося большему количеству законов, и изображаются как четыре смотрящих друг на друга древа сефирот. Модели и качества, свойственные древу жизни, основополагающие для бытия, могут применяться во всех областях знания и развития.

Правильно применяемое и понимаемое древо сефирот – это матрица, по которой можно понять все феномены: от космических сил до человеческих взаимоотношений, от восхождения души к Богу до действия экономических законов. Каждый столп древа представляет аспект Я, который должен быть полностью развит, прежде, чем ученик может перейти к следующим ступеням, лежащим позади. До тех пор пока ученик не овладел понятием царства, мира тела и его энергий, он не может двигаться в сторону других столпов, овладеть связью между телом и умом. Овладевший знанием десяти столпов (сефирот), через дальнейшее изучение и медитацию и понимание того, как задачи, связанные с 22-мя путями между индивидуальными сефирот могут способствовать развитию, способен к серьезной работе с идеей дерева. Такое восхождение может привести к реализации смысла его жизни. Достигнувший «короны», может узнать Бога и выйти за пределы символизма, чтобы почувствовать бесконечность.

Предшественниками каббалистов считаются танаимы, которые появились в Иерусалиме в III веке нашей эры, а также авторы книг пророков Иезекииля, Даниила, Еноха. Книга Откровения св. Иоанна также считается рядом теософских авторитетов каббалистической книгой. Определенный аспект каббалы вошел в христианский эзотеризм. Хотя Пико де ла Мирандола утверждал, что «наука может лучше доказать нам божественность Иисуса Христа, чем магия и каббала», иные христианские писатели считали, что каббала несет в себе откровение для людей, в свете которого можно понять во всей полноте учения Пифагора, Платона и орфиков.