Энциклопедия Символы и Знаки

Йога

Йога (санскрит, буквально – связь, единение, сосредоточение, усилие) – учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны, см далее примечание).

Йога Чакры
Чакры йога, Национальный музей,
1700-е годы, Пенджаб, Индия

Йога является одной из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана древнеиндийским философом, автором «Йогасутры» Патанджали (предположительно в период с 2 века до нашей эры по 2 столетие нашей эры); осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др.

Основная философская идея йоги – соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной). Основных духовных практик йоги четыре: ритуальная (карма-йога), религиозного самозабвения (бхакти-йога), интеллектуальная (джняна-йога) и медитационная (дхьяна-йога), частью которой является и мантра-йога – медитация с произнесением звуков. Другие разновидности йоги включают кундалини-йогу, пробуждающую жизненную энергию.

В общих философских вопросах система йога придерживалась учения санкхьи. Санкхья, одна из шести ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 века до нашей эры). Время расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3-4 до 8-9 столетий.

В основе дуалистической концепции санкхьи – противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначального бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Цель бытия – разъединение пуруши и пракрити, «освобождение» пуруши (в форме индивидуальных духовных начал). Пракрити – у индийских философов первичная материальная причина, источник умственной энергии и осязаемой материи, а также элементов, из которых слагаются высшие организмы и образующих физические тела. Под понятием Пуруши в философской школе Санкхья разумеется мировая душа и вечный духовный принцип, а в Веданте – высшее существо.

Примечание. Мокша, одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т.д.

Нирвана (санскрит, – угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме – совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Сансара, одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы. О чакрах системы йога см. подробнее статью Чакра.