Сверкающие электрические вспышки, прорезающие небо во время грозы, воспринимались, понятное дело, с ужасом и благоговейным страхом первобытными цивилизациями, у которых молния и сопровождающие ее раскаты грома считались манифестацией гнева богов. Гром и молния были первоначально орудием божественной кары в древних религиях Ближнего и Среднего Востока. В греко-римской мифологии Зевс (Юпитер) метал громы; мчащаяся по небу колесница (запряженная козлами) бога грома и молнии Тора (Донара) в германо-скандинавской мифологии вызывала раскаты грома, а молот Мьёлльнир высекал в небе молнию.
Гром
Бог грома и молний Тор,
художник Мартен Эскиль Винге
В Китае богиня молнии Дяньму ярко освещала преступников молнией, дабы их мог различить бог грома Лэйгун. Ведийский Индра и бог бури Рудра вызывали дождь с помощью перуна-ваджры (символа истины). В качестве буддийского дордже (ваджры) удар грома приобретает огромное значение как символ просветления и знания и является атрибутом будд и бодхисатвы Ваджрапани. Дордже (алмазная палица) – украшенный скипетр с шарами на обоих концах, как символ союза неба и земли, – используется в священных ритуалах и олицетворяет мужское начало и божественную истину, а вместе с колокольчиком – просветленный ум. Таким образом, помимо обозначения наказания, молния также может олицетворять созидательную активность, откровение и духовное просветление.
В шаманстве, где молния считается мостом между нижним и высшим мирами, удар молнии в человека означает инициацию, посвящение, а смерть от удара молнии гарантирует мгновенный переход на небеса. В представлениях американских индейцев мировое божество, громовая птица, взмахом ресниц приносит молнию, а крыльев – гром. Несущая дождь молния – символ плодородия в восточной традиции – изображается в виде фаллоса. Молния может символизироваться посредством стрелы, трезубца, топора, молота, зигзага или китайского символа-знака цзюйи и японского символа нёй. Феномен грома объясняется в разных культурах по-разному: в Древней Греции верили, что это рев быка; в Риме он считался гласом Юпитера; в Китае – смехом неба и звуком огня; в буддизме это звук закона, а в германской традиции гром вызывали боги, состязавшиеся в перекатывании бочек по небу.