Энциклопедия Символы и Знаки

Евхаристия

В христианском ритуале таинство евхаристии является наиболее важным действом культа. Освященный хлеб (гостия, или облатка) и вино причастия ассоциируются с телом и кровью Христа. Многие верят, что при совершении обряда причащения происходит пресуществление и верующие наполняются духом Иисуса. Евхаристия явственно символизирует телесную жертву Христа – сосуды с хлебом и вином благоговейно передают и ставят в центр алтаря. Потир с вином для причащения может ассоциироваться со Святым Граалем – чашей, из которой Христос дал ученикам пить во время Тайной вечери и куда Иосиф Аримафейский собрал капавшую с распятия кровь Христову.

Евхаристия апостолов
Евхаристия апостолов,
художник Альбрехт Альтдорфер,
1518 год, Картинная галерея, Берлин

Первоначально в ритуале евхаристии (причащения) у верующих было принятие в руки освященного Хлеба с последующим вкушением его из собственных рук и питье освященного Вина непосредственно из чаши. Со временем в некоторых поместных Церквах возникает практика питья евхаристического вина при помощи серебряной трубочки «сифона». Впоследствии из соображений «технического удобства» входят в обиход некоторые другие способы причащения, в частности, погружение Хлеба в Вино и преподание его в уста причастнику.

В Византии утверждается обычай Причащения мирян частицами Тела Христова, соединенными в чаше с Божественной Кровью, при помощи ложки. На Западе, где причащение под обоими видами (и Телом, и Кровью Христа) существовало вплоть до 11 века включительно, в 12 столетии за довольно короткое время повсеместно утверждается практика причащения мирян только Телом Христовым (вероятно, это было продиктовано в первую очередь соображениями «технического удобства», хотя, возможно, целью этого было отделение духовенства как «сословия» от мирян, как бы подчеркнутое еще раз на сакральном уровне; право причащения под двумя видами впоследствии отчасти сохранялось за коронованными особами, а также допускалось еще в некоторых особых случаях).

В восточных обрядах Католической Церкви, как и в Православной и других Восточных Церквах, сохранялось причащение под двумя видами. К причащению под двумя видами вернулись англикане и многие другие общины, возникшие на Западе в результате Реформации.