Обычно в символическом смысле чаще всего говорят о любовном (приворотном) зелье. С ним связывают, в частности, безумие поэта Лукреция. Оно нередко упоминается в средневековых легендах.
Зелье
И, как отмечает Ж. Маркс, соотносится с кельтским geis. Иногда (в повести о Тристане и Изольде и некоторых сказаниях артуровского цикла) мотив использования приворотного зелья играет сюжетообразующую функцию.
Символика приворотного зелья двойственна. В одном случае к нему прибегает неудачливый влюбленный, в другом его применение объясняется происками враждебных герою сил.
Тот, кто выпивает зелье, подчиняется только зову своего сердца и не способен придерживаться ни феодальных законов, ни должностных обязанностей, он может даже умереть, о чем свидетельствует смерть Тристана.
Во многих фольклорных текстах упоминается и зелье, наделяющее героиню красотой, а также различные колдовские зелья, вызывающие превращения героев или наделяющие их какими-либо волшебными способностями (силой, неуязвимостью), но их значение ограничивается исключительно сюжетными функциями.