В период Ренессанса системы запоминания древних римлян получили второе рождение. Они были оригинально разработаны для запоминания речей. Человек представлял себе сцену и помещал образ, который он хочет запомнить, в определенное место в библиотеке.
Например, если вы хотите запомнить, что Христофор Колумб открыл Америку в 1492 году, вы можете представить Святого Христофора с колонной на голове, ведущего автобус (автобус Христофора Колумба), с американским флагом, украшающим переднюю часть автобуса, и маршрутным номером 1492 на окне. Когда вы рассказываете речь наизусть, вы можете представить себя идущим по библиотеке, и образы будут напоминать вам, что нужно далее говорить.
Магический Круг Соломона, созданный
иудейским царем для защиты от злых духов,
активно применялся в эпоху Ренессанса.
Эти образы и послужили основой системы сохранения магических знаний. Если вы хотите вспомнить о силах Юпитера, вы представите себе короля в короне и с пурпурной мантией, сидящего на кубическом троне на спине огромного краба и держащего державу и скипетр. Вы увидите человека, покорно поклоняющегося ему, и на его лице будет написано выражение любви. Над ним будут начертаны еврейские буквы и на державе будет начертан знак Юпитера. На поклоняющемся человеке будут астрологические знаки Стрельца и Водолея. Слева от короля будет стоять дьявол с ногами и копытами как у козла, держащий символ Козерога – Дьявол будет пугать короля.
Это напомнит оккультистам, что Юпитеру приписывают Чесед на каббалистическом дереве жизни, чье божественное имя это Эл. Его символы – держава и скипетр силы. Юпитер это сила любви и власти. Он управляет Стрельцом и Водолеем, он экзальтирован в Раке и влюблен в Козерога.
Считалось, что эта умственная стенография обладает собственной силой, которую можно использовать в магических действиях. Оккультисты называли это «талисманными образами»; они служат основой в различных магических системах, включая Таро и церемониальную магию. Когда они помещаются на талисман, они притягивают все силы, которые маг ассоциирует с этим образом.
В свою книгу Фицино включает некоторые из этих образов и переводит их из стилизированных рисунков в творческие произведения эпохи Ренессанса. Другой оккультист Джордано Бруно разработал целый список таких образов для своей книги «Секрет теней». Он пытался создать очень утонченную систему образов, основанную на звездной магии. Его образы нашли свое применение во множестве различных магических кулинарных книгах периода постренессанса. Некоторые из его магических образов астрологических знаков позаимствованы у Агриппы и немного доработаны, оно и понятно, он, как и многие маги эпохи Ренессанса, должен был отдать должное этому человеку.
Продолжение ► Агриппа Генрих Корнелиус и Оккультная философия