Существует термин, относящийся к тому аспекту символизма пространства, который связан с простым моральным образцом, и образуется от обозначения высоты и, в конечном счете, от центра. Согласно индуистской доктрине, существуют три основных состояния человеческого духа: sattva, обозначающая «возвышенность» духа; rajas – действие, борьбу и подвижность; и наконец, tamas – расплывчатость и низменные инстинкты. Каждому из этих состояний соответствует свой вертикальный уровень.
Уровень
Строго говоря, отмечаются пять зон или уровней, абсолютно низкий уровень и абсолютно высокий уровень; кроме того, обозначается центральная зона, разделенная, в свою очередь, на три зоны, переходящие друг в друга и в то же время побуждающие внешние источники вступать в активные взаимоотношения.
Когда низшие уровни связываются не только с умом, но и с моралью (которая считается, по своей сути, более сложной и таинственной), тогда точное значение символизма отходит не столь далеко от строго предопределенного.
Отсюда и поговорка: «Глубина порождает глубину». Искушениям подвергаются несколько избранных, которые находят своего двойника в безднах спасения, могущих открыться и для негодяев. Об этом специально упоминал Федор Достоевский.
По учению христианской аскетики, искушение посылаются или попускаются Богом (книга Бытия, XXII, 1) для того, чтобы человек сам убедился в своей нравственной немощи, а также в необходимости укрепления собственной воли. Для испытания человека по преодолению искушения и отвержению предметов соблазна (Иаков, I, 12).
Наконец, сошлемся на «Китайское искусство» М. Палеолога, написанное в 1888 году: «Во времена китайской династии Чжоу (XI – III века до нашей эры) умерших из низших слоев хоронили в долинах, князей – на холмах средней величины, а императоров – в гробницах, строившихся на вершинах гор. Умершие обычно укладывались головой на север».
В действительности в любом исследовании искусства, которое основывается скорее на идеологических, чем на естественных характеристиках, вертикальная линия определяет три мира – нижний, наземный (который, в свою очередь, состоит из морского, животного и человеческого) и небесный. Так, на месопотамской стеле (или Кудурру) изображения располагаются на нескольких уровнях, подземные боги – на нижнем уровне, люди на среднем, а небесные тела и символы богов – на высшем уровне. Подобный же принцип изображения сохранился и в романском искусстве.