Нимб (ореол, гало) представляет собой освещенный круг, напоминающий по форме корону. Таким знаком древние отмечали своих божеств, именно данный знак использовали и христиане для обозначения своих святых. Считается зрительным выражением излучающих, сверхъестественных сил или, иногда, если говорить конкретно, интеллектуальной энергии в ее мистическом аспекте. Ярким доказательством этого может служить следующий факт: древние почти всегда сравнивали ум со светом.
Нимб
Относительно происхождения нимба мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска – металлического кружка, которым греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты от непогоды и от птичьих нечистот. Другие исследователи ищут происхождение нимба в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа.
Третьи историки полагают, что нимб первоначально был атрибутом божеств, представлявших собой небесные светила, и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты на небо (или достойны этого). Всего вероятнее, что нимб произошел от поверья, что тела богов, когда они являются в человеческом образе, испускают яркий свет.
Другие образцы нимба сферические по форме: так, например, мусульмане часто использовали жемчуг, чтобы обозначить рай. Согласно их верованиям, все святые излучают божественное сияние.
Нимб сравнивается с клеткой и, в первую очередь, с самой сферой. В «Средневековой фантастике» Ю. Балтрушайтис собрал массу рисунков и гравюр с изображениями существ, заключенных в прозрачных сферах, явно сделанных из стекла.
Во многих работах Иеронима Босха мы встречаем соответствующее графическое изображение нимба. Получается, что нимб является простейшим зрительным выражением и по функции становится детерминирующим признаком, воплощающим каждого человека внутри его модели существования и судьбы, независимо от того, является она благоприятной и божественной или враждебной и дьявольской.